В предыдущей публикации в центре нашего повествования был идеально простой и, вместе с тем, такой символичный памятник советским воинам-освободителям из села Коротное Слободзейского района.
Речь о замечательном памятнике советскому солдату в селе Тея Григориопольского района. Монумент столь значителен по своим размерам, смысловым акцентам и художественным характеристикам, что остается только сожалеть, что большинство приднестровцев, видимо, не имеют ни малейшего понятия о его существовании. А между тем это достойный пример того, как при надлежащем подходе искусство и государственная идеология могут составлять одно гармоничное целое.
Итак, памятник… Собственно, это даже и не памятник в том смысле, что сия скульптура начисто лишена статичности. Жест и поза солдата – всё заряжено энергией, полно динамизма. И автомат, воздетый к небу, и развевающийся плащ, и широко поставленные ноги – всё космически-монументально, но… всё в движении.
Что ж, думается, сходство с космической тематикой возникает не только в силу того, что Победа в Великой Отечественной войне имеет метафизическое, поистине вселенское значение, будучи победой абсолютного Добра над доисторическим злом. Тут дело и в чисто формальной стороне, в стилистике – памятник, и правда, вышел из рук творца каким-то запредельным: плащ воина напоминает полусферу, линия руки с оружием – словно спасительная ось для всей мыслящей, противостоящей хаосу вселенной, вне которой лишь пассивное, аморфное небытие.
Пластика тейского воина гипнотизирует округлостью, завершенностью линий, рельефностью формы. Если же взглянуть на памятник с различных ракурсов, возникает и впрямь фантастический образ, сродни тому, что запечатлела фотокамера.
Николай
Феч.