Глава Правительства Павел Прокудин ответил на вопросы журналистов. В основном они касались проведения внеочередного заседания Верховного Совета и выступления на нем главы исполнительной ветви власти с заявлением Президиума Правительства.
Корреспондент: Павел Николаевич, как можете оценить прошедшую сессию, учитывая, что изначально в обсуждении была заявлена тема диалога между двумя ветвями власти, но такого диалога мы не увидели, обсуждения насущных тем тоже не услышали. Для чего, на Ваш взгляд, все же созывалась сессия?
Павел Прокудин: Я думаю, тот, кто ее созывал, – точнее скажет. Могу лишь высказать свое мнение, которое уже озвучил на сессии. Учитывая то, что в зале уже присутствовали два потенциальных президента, они же идут не просто поучаствовать, а победить, вся риторика и была направлена на то, чтобы «очернить» кого-то и «обелить» себя.
В центре внимания, конечно же, темы, которые у всех на слуху и не раз поднимались за последние 9 месяцев, и мы уже говорили, что усматриваем в этом предвыборную риторику. На заседании я привел цитату Владимира Владимировича Путина в интервью агентству «Bloomberg». Отвечая на вопрос, почему падает рейтинг партии «Единая Россия», он замечательно сказал, что критиковать в предвыборную пору – очень удобная позиция, а предлагать конкретные действия – с этим всегда проблемы.
Мы видим и сами понимаем, что много чего нужно еще сделать, много чего подправить. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но озвучивать критику ради критики, не предлагая ничего взамен, – это неправильная позиция. Я пытался донести депутатскому корпусу, что втянуть Правительство в предвыборные баталии не получится. По Закону мы не занимаемся политической деятельностью, мы не участвуем в партиях, и мы не собираемся поддерживать никого из депутатов. Я также сказал о том, что будет, если, к примеру, Верховный Совет будет несколько человек поддерживать, Правительство, судьи начнут, а простому человеку тогда разорваться? Мы же власть.
Прозвучало, что система сдержек и противовесов якобы у нас не работает. Но опять же, я вижу крен как раз в другую сторону: Верховный Совет пытается быть и судьей, и обвинителем, и обладать правом законы подписывать, и так далее. То есть все, что у нас 25 лет было и работало, все вдруг меняется.
Не хочу быть адвокатом главы государства, но я как гражданин абсолютно не приемлю, когда в адрес действующего, законно выбранного Президента, за которого проголосовало больше граждан республики, чем за весь Верховный Совет вместе взятый, звучат открытые оскорбления. Оскорбляя Президента, вы оскорбляете, прежде всего, страну нашу. Это недопустимо.
Непонятны и разговоры вокруг командировки Президента. Не мы решаем, когда нам в Москву ехать. Нас соглашаются там принять, и мы с удовольствием, откладывая все внутренние дела, едем на встречи в Москву. Я ответственно вам заявляю, что сегодня, в среду, в 12.00 дня в здании Правительства РФ Евгений Шевчук обсуждает социально-экономические вопросы не для пиара, а для жизни всей республики. И высказываться, что его нет, потому что он чуть ли не «трус», такое вообще позволительно?
Правительство получило повестку вчера в 15.30, то есть меньше, чем за сутки. У каждого члена Правительства есть свой график, назначен ряд встреч. На сессии я озвучил, что не надо нас втягивать в политические войны, которые несут, на мой взгляд, ярко выраженный предвыборный характер. Поэтому и было сделано заявление Президиума Правительства в ответ на различные вбросы, зачастую ложные. Последний пример того: «Правительство решило выплачивать 50% зарплат и пенсий».
Представим картину, когда условная бабушка Зина с обострением различных заболеваний в осенний период лежит на кровати и, услышав такую «прекрасную» новость, может и не пережить её. Ради чего это делается? Мы видели ситуацию на Украине, и что произошло, когда велась дискредитация действующего там Президента. Выплеснулось все на улицы, сместили главу государства, и что происходит сейчас? Такой сценарий для нас недопустим. Поэтому наша задача, чтобы выборы прошли прозрачно, демократично, чтобы весь мир видел в нас прежде всего цивилизованную страну. Страну, которая живет по законам, и у которой есть суд – единственный орган, который может определить: виновен человек или невиновен.
Хочу заметить, что создано несколько правительственных комиссий, которые разбираются по абсолютно всем фактам, в том числе и озвученным в Верховном Совете. Мы за то, чтобы все было прозрачно, и все органы власти, предприятия действовали в рамках Закона.
Даже в Российской Федерации, где работает масса аналитиков и институтов по прогнозированию ситуации, принимают бюджет, где заложена цена на нефть по 70 долларов, а она в течение года снижается до 26 долларов. У нас, к сожалению, нет таких ресурсов, прежде всего кадровых, чтоб кто-то, условно «Ванга», сказал: «Ребята, нужно делать вот так, так и так». А из нас пытаются как раз сделать предсказателей, что мы должны были предвидеть чего-то.
Корреспондент: В зале работали камеры ТСВ, и часть Вашего выступления в прямом эфире не транслировалась. Мнения по этому поводу разделились: кто-то говорит, что это технический сбой, кто-то говорит – намеренно. Вы к какому мнению больше склоняетесь?
Павел Прокудин: Я всегда верю в доброе, и думаю, это был технический сбой. Хотя, безусловно, неприятно. Я зачитал заявление Президиума Правительства, но упор все же сделал на свои личностные ощущения. Они, может быть, были эмоциональны, но по совести, и если это не попало в эфир, очень жаль.
Корреспондент: Какие шаги Правительство намерено дальше предпринимать, чтобы между ветвями власти все-таки был диалог?
Павел Прокудин: Если не учитывать то, что происходит на сессиях, рутинная ежедневная работа показывает, что у нас есть контакт. Представители Правительства работают в комитетах. Сейчас очень активно, что радует, идет совместная работа над бюджетом на 2017 год, и, к слову, замечаний мы слышим немного. Но когда это выносится за рамки просто работы двух ветвей власти, когда налет политический, это сразу видно. Все понимают прекрасно, что дефицитный бюджет принимается у нас не первое десятилетие, но раньше никто не говорил, что не будут выплачиваться 50%. А в этом году рассказывают, и понятно для чего: чтоб создать платформу для удачной предвыборной кампании.
Корреспондент: Возвращаясь к сессии. Сразу после выступления перед депутатским корпусом Вы покинули зал заседаний. Почему?
Павел Прокудин: У меня была намечена встреча. Я ее провел в Бендерах и вернулся перед нашим интервью. Я человек эмоциональный и озвучил свою точку зрения: в повестке дня была заявлена общественно-политическая ситуация в республике. Если бы речь шла о социально-экономической ситуации, я бы обязал всех членов Правительства принять участие и вести конструктивный диалог. Даже не присутствуя на сегодняшнем обсуждении, я могу по пунктам перечислить, о чем говорили депутаты. Мы это слышим изо дня в день на протяжении 9 месяцев, и участвовать в чьей-то предвыборной кампании, как я уже говорил, не намерен.
Если говорить по-мужски, я бы на месте Президента, пока мне не принесут извинения, в зал заседаний Верховного Совета просто не пришел. Если осмелились высказывать бездоказательные обвинения в измене Родине, то имейте мужество принести извинения. Прийти, чтобы выливали грязь, ну, не знаю… Президент самостоятельно будет принимать решение.
Даже Президент России появляется лишь на открытии и закрытии сессии Государственной Думы. Представитель Президента в Верховном Совете всегда присутствует на заседаниях и отражает позицию главы государства.
Надеюсь, что это всего лишь болезнь роста. Многие парламентарии впервые оказались в депутатских креслах. Возможно, они научатся более уважительно относиться к Президенту, и получится контакт. Я за то, чтобы контакт был между главой государства, исполнительной и законодательной властью.