За последние полгода фирма «Энергокапитал» стала, пожалуй, самым «раскрученным» фигурантом всех «разоблачений» и парламентских расследований, инициаторами которых выступают депутаты Верховного Совета. Редко какое пленарное заседание обходится без упоминания компании, редко в каком сюжете об «Энергокапитале» не вспоминают журналисты ТСВ.
«Энергокапитал» обвиняется во всех смертных грехах, начиная от его «паразитирования» на Молдавской ГРЭС и заканчивая «уводом» денег в оффшоры. И в этом «разоблачительном потоке» уже как-то не до деталей и нюансов (вполне вероятно, что они никому из законодателей и не нужны, ибо преследуются другие цели). Меж тем, «Энергокапитал» возник на нашем рынке и в поле деятельности Молдавской ГРЭС по вполне прозаичной причине – ГРЭС необходимо было реализовывать электроэнергию на молдавский рынок (местный малоемкий), но в силу политических моментов (наша непризнанность, нежелание молдавской стороны сотрудничать с «сепаратистами», изменение правил торговли в связи с европейской «нацеленностью» официального Кишинева) с недавнего времени путь на него для МГРЭС как хозяйствующему субъекту мог стать закрытым. Встала дилемма – либо закрывать одно из крупнейших предприятий республики, либо сокращать объемы производства (что означало бы одно и то же), либо находить «обходные пути», которые бы позволили работать станции в прежнем режиме, содержать трудовой коллектив, пополнять республиканскую и местную казну. Выбрали, естественно, последний вариант, прибегнув к услугам фирмы-посредника, как это делает с момента образования и опять же по политическим мотивам Приднестровская железная дорога. Без посредника, конечно, лучше, но это был как раз тот случай, что без него – никак. Ведь общеизвестно, что лучше потерять меньше, чем потерять все.
Молдавская ГРЭС для Днестровска (и республики) – это больше, чем просто предприятие. Город «завязан» на станции, и все вокруг нее «крутится». По-другому, наверное, и не может быть, когда четверть населения Днестровска трудится на ГРЭС (2,5 тыс. человек из 10 тыс. проживающих в городе). От ее (станции) финансовой стабильности зависит стабильность всего города энергетиков, да и Приднестровья тоже. Поэтому терять молдавский рынок, на который мы каждый год пробиваемся через жесткие, конкурентные «войны», было нельзя. Например, в этом году до последнего момента было неясно, продлит ли с нами Кишинев договор на поставку электроэнергии, либо же отдаст предпочтение – во имя «любви и дружбы», которые связывают их с Украиной, – украинским энергетикам. Украинцы «продавливали» своих жестко и настойчиво, и чтобы устоять в этой конкурентной борьбе, мы даже пошли на снижение на 30% цены на отпускаемую электроэнергию. Опять же – лучше меньше потерять, чем все. А терять было что: ГРЭС – крупнейшая станция в нашем регионе, которая имеет технические возможности для снабжения электроэнергией не только Приднестровье, Молдову, но и Румынию, юг Украины. В советское время она для этого и была построена, и исправно, до развала Союза, обеспечивала названные республики и страны электроэнергией.
Напомним читателям, что в 2005 году Молдавская ГРЭС сменила собственника, войдя в состав крупнейшей российской энергокомпании «Интер РАО ЕЭС». За 10 лет энергетическим холдингом было инвестировано в реконструкцию и модернизацию оборудования станции более 200 млн долларов, что позволило предприятию организовать и провести масштабный ремонт и модернизацию действующего оборудования. Масштабные инвестиции сделали свое дело – за счет модернизации и обновления оборудования станция повысила коэффициент полезного действия, уменьшила выбросы в атмосферу, что сказалось на экологической обстановке, увеличила надежность всех систем, встав в один ряд по уровню безопасности, экологической и производственной надежности с подобными предприятиями России. Подписанное с Правительством республики соглашение-меморандум об оказании господдержки позволило осуществить переход станции с твердого топлива (уголь) на газ, что сказалось на себестоимости производимой электроэнергии и, соответственно, конкурентоспособности ГРЭС, на экологической обстановке.
Но вернемся к часто критикуемому «Энергокапиталу» – на сегодняшний день он является основным партнером Молдавской ГРЭС по реализации электроэнергии на молдавском рынке (в скобках заметим, что собственник ГРЭС – «Интер РАО ЕЭС» – против подобного алгоритма не возражает). Повторимся, благодаря предпринятым мерам мы там в этом году доминируем. Но останемся ли доминантом в году следующем, с учетом того, как репутацию «Энергокапитала» «топят» законодатели в угоду предвыборным устремлениям некоторых кандидатов?
Кроме того, «Энергокапитал» является основным поставщиком валюты в Приднестровье. Его доминирующее положение и в области «добычи» валюты для республики сложилось опять-таки в силу политических нюансов. Молдова рассчитывается с нами за электроэнергию леями (согласно договору), ввозить всю леевую массу в республику нецелесообразно (будет ее переизбыток, к тому же оппоненты нынешней власти и так кричат, что «нас втягивают в леевую зону»), поэтому леи надо конвертировать в доллары. Молдова отказывает в конвертации через госструктуры, тот же ПРБ, поэтому эту функцию взял на себя «Энергокапитал»
Только с мая по сентябрь этого года компания продала ПРБ по официальному курсу 580788045,91 молдавских лея и 33836508,97 доллара (см. таблицу №1).
Представители «Энергокапитала» вспоминают, как нелегко им далась конкурентная борьба с украинскими и румынскими коллегами, которые очень давно «положили глаз» на молдавский рынок и борются за него: «Была проведена колоссальная работа, десятки, сотни командировок, такое же количество встреч. Работали без выходных и отпуска, и только мы знаем, чего нам и, соответственно, республике стоило выиграть тендер на поставку нашей электроэнергии, сохранить наши позиции на молдавском рынке и обеспечить стабильность работы МГРЭС». Поэтому у них вызывает недоумение развернутая против их предприятия широкомасштабная информационная, дискредитирующая как «Энергокапитал», так и МГРЭС, и республику, кампания. Действия законодателей они расценивают как попытку выдавить «Энергокапитал» с рынка и прекратить его функционирование. В пользу этой версии говорят дискриминационные, неравнозначные, антиконституционные законы, принимаемые парламентом и направленные на ограничение деятельности компании (например, все хозяйствующие субъекты республики обязаны продавать 25% валютной выручки, тогда как компания – все 100%), предпринимаемые попытки возбудить уголовные дела против работников компании и т.д. При этом представители «Энергокапитала» не возражают против проверок, общественного контроля, но не приемлют методов и способов, как этот самый контроль осуществляется, не приемлют предвзятости и необъективности при его осуществлении.
А теперь давайте зададимся даже не вопросом, для чего все это делается, а что будет, если «Энергокапитал» таки «выдавят» с рынка. При всей парламентской шумихе о его «нехорошести» так никто и не предложил ему альтернативы, не предложил другого алгоритма взаимодействия с Молдовой в области поставок электроэнергии. Не случится ли так в следующем году (когда придет время подписывать новый контракт), что уйдет «Энергокапитал», а с ним «уйдут и налаженные им связи, протоптанные «тропинки» в коридорах молдавских чиновников от энергетики (мы же не малые дети и прекрасно понимаем, что договорные отношения в бизнесе строятся, в том числе, и на личных контактах и «заинтересованностях» сторон), а значит уйдет и молдавский рынок. Можно не сомневаться, обиженные украинцы и румыны, которых «Энергокапитал» и ГРЭС в этом году «оставили за бортом», до сих пор лоббируют свои интересы и «заинтересовывают» молдавских чиновников всех рангов с перспективой на следующий год. И, конечно же, потирают ручки, наблюдая, как мы тут сами «добиваем» курицу, которая несет золотые яйца, при этом еще выставляя это «самоубийство» на весь мир и бахвалясь этим. Румынские и украинские конкуренты переделят молдавский рынок в считанные дни, а что будем делать мы? Наш внутренний рынок малоемкий, МГРЭС обеспечит его потребности за несколько дней и мощностями одного энергоблока. А дальше? Закрывать предприятие? Трудовой коллектив на улицу? Кто будет продавать валюту в ПМР в таких объемах, как «Энергокапитал»? «Шериф»? Так он ее сегодня только скупает, и не думаем, что в последующем будет готов продавать ее государству по официальному, а, значит, заниженному курсу в 100-процентном объеме. «КВИНТ»? «Тиротекс»? Или, может быть, бендерский завод «Электроаппаратура», который обанкротили и бросили? Наконец, что будет с курсом рубля? А ведь валюту ПРБ в первую очередь продает по официальному курсу для закупки продуктов и медикаментов.
«Энергокапитал», может быть, по мнению депутатов, «недостаточно хорош», но другого пока нет. Альтернативы ему, повторимся, никто не предлагал и не предлагает, а также не высказывает предложений, как выстраивать далее отношения с молдавской стороной в части поставок электроэнергии, никто не давал гарантии, что в следующем году молдавский рынок, после шумихи года нынешнего, не проплывет мимо нас.
И последнее. Выборы – дело приходящее и уходящее. После них жизнь все равно будет продолжаться, и не обязательно в период предвыборной гонки рубить сук, на котором сидим мы все.
Людмила
Михайловская.
Таблица №1
Период | Леи
(РМ) |
Курс руб. ПМР
/молд.леи/ |
Доллары
(США) |
Курс руб. ПМР
/доллары США/ |
с 16.05.2016 | 49 042 703,66 | 0,5765 | 4 481 289,97 | 11,30 |
июнь 2016 | 152 699 845,69 | 0,5688 | 5 217 712,43 | 11,30 |
июль 2016 | 123 304 744,43 | 0,5704 | 8 392 995,07 | 11,30 |
август 2016 | 174 584 456,36 | 0,5717 | 6 537 958,33 | 11,30 |
по 22.09.2016 | 81 156 295,77 | 0,5710 | 9 206 553,17 | 11,30 |
Итого | 580 788 045,91 | 33 836 508,97 |