Женщина и война… Оба слова женского рода. Но их несовместимость вряд ли надо доказывать. Во время Великой Отечественной войны Красную Армию пополнили около 800 тысяч женщин: сёстры милосердия, связисты, разведчики, лётчики, рядовые пехоты… Достаточно вспомнить великолепный советский фильм «А зори здесь тихие», чтобы понять весь трагизм юных создателей живых легенд в жестокой войне. Кстати, легенда – слово женского рода…Такой легендарной личностью земляки считают уроженку села Суклея Лукерью Евстафьевну Репида-Возиян, прошедшую политруком роты от Прута, Кавказа до Днестра и Дуная…
«Война застала меня в Кишинёве на сборах республиканской спортивной команды: мы готовились к всесоюзному параду, намеченному на 14 июля 1941 года в Москве. 22 июня бомбили вокзал и территорию Кишинёвского пединститута, где проходили сборы, мы тушили пожар, оказывали помощь семьям из горящего жилого дома. После сообщения по радио о начале войны наша группа спортсменов Тираспольского пединститута, где я училась, возвратилась в свой город. Через несколько часов меня вызвали в военкомат и направили на вторую заставу Тираспольского укрепрайона. Там был сформирован батальон для отправки на фронт. В ночь на 23 июня мы заняли указанную позицию и вступили в бой в составе 2-го Каларашского погранотряда.
Мне как начальнику курсов медсестёр, действовавших при институте, поручили организовать санитарную часть. Нас еще в школе пограничники учили правилам охраны Государственной границы, как владеть оружием, что очень пригодилось в полевых условиях с первых дней войны.
Вскоре меня перевели в разведку. Особенно запомнились тяжёлой физической нагрузкой задания при обороне Одессы в районе Беляевки. Мы проложили маршрут по плавням, заросшим камышом, сопроводили группу моряков к водонасосной станции, они запустили насосы и обеспечили город Одессу водой. Последние бои в районе восточного сектора уже проходили при эвакуации населения и армии, продолжавшейся до 16 октября. К четырём часам утра погрузка была закончена. Все, кроме нашего полка, погрузились на корабли и отплыли из Одесского порта в Крым. Наш связной подорвался на мине, и приказ дошёл до нас с опозданием. Утром мы прибыли в порт и увидели, как на наших глазах удалялись суда, на которых находилось более 20 тысяч бойцов, державших оборону Одессы…Теперь они держали путь в Крым. Трудно выразить словами наше состояние. Мы открыли стрельбу в воздух, хотя в окопах берегли каждый патрон…
К нашему удивлению, нас заметили, и один из транспортов стал увеличиваться в размерах на горизонте и вскоре оказался у берега. Последовал приказ капитана: сбросить в море всё имущество, включая продовольствие, кроме личного оружия и боеприпасов к нему. Нас приняли на борт. От перегрузки транспорт осел до опасной линии. При шторме, без воздушного прикрытия мы шли трое суток, без пищи, на одном кипятке. Иногда нас подкармливали моряки.
В Ялте в первую очередь выгрузили раненых. В порту нас покормили и отправили на Перекоп в свою 421-ю дивизию особой Приморской армии, которая прикрывала дорогу Симферополь – Ялта при отходе наших войск на Севастополь. Приходилось отражать атаки превосходящих сил противника. Лишь 4 ноября немцы овладели городом. У нас были значительные потери. Тем не менее, наша дивизия вписала героические страницы при обороне городов-героев Одессы, Севастополя, Керчи и в боях за Кавказ. Здесь достойно сражались бойцы и командиры Тираспольского укрепрайона.
…Зима и весна 1944 года выдались снежными и дождливыми. В непролазной грязи застревала техника, одежда бойцов не просыхала. Но войска 2-го Украинского фронта вели наступление, преодолевая в жестоких сражениях водные преграды – реки Южный Буг, Днестр, Прут, Дунай… 6 марта советские войска дошли до Молдавии, освободили её северные и восточные районы и достигли Государственной границы, открыв путь на Балканы.
Вместе с 27-й армией я вернулась с фронта. Тогда многих специалистов и студентов выпускных курсов вузов довоенного времени отзывали из армии на возрождение прифронтовых и освобождённых районов. За боевые заслуги меня наградили орденом Отечественной войны II степени…»
После войны Лукерья
Евстафьевна Репида занимала ответственные посты в системе государственного управления – была министром Госконтроля МССР. Стала первой женщиной из молдаванок доктором исторических наук и лауреатом Государственной премии в области науки и техники, награждена двумя орденами «Знак Почёта».
Сейчас она жива и здорова, недавно перешагнула 90-летний рубеж. И это ещё один весомый аргумент в пользу её легенды.
ТАМАРА БАСЬКО,
директор историко-краеведческого музея
села Суклея.