Люди, родившиеся в нашем селе, жившие здесь, своим трудом, талантом и призванием прославили приднестровский край. Их имена тесно переплетены и вписаны в историю Суклеи.
КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВ
Родился он действительно в счастливой рубашке – рубашке артиста. Театр всегда жил в его душе, у него был врожденный талант комика. Талант народный и по сути своей, и по проявлению.
Начало его артистического творчества условно называют «От Осипа и Фигаро до образа вождя революции». Это было время поисков своего «я» в искусстве, когда Константинов играл молодых парней и стариков, комические и драматические роли, когда он впервые снялся в кино – в короткометражной ленте П. Вершигоры «Советская Молдавия» (производство Киевской киностудии). В годы Великой Отечественной войны артист К. Константинов был одним из организаторов и в течение некоторого времени директором молдавского ансамбля песни и танца «Дойна». Среди образов, созданных им, к самым значительным в художественном плане следует отнести, с одной стороны, образы В. Ленина, большевика Карпова, Йордаке, с другой – глубоко психологические, драматические и комедийные, ярко сатирические.
Следующий период актерской деятельности охватывает годы творческой зрелости. Талантливый артист блистательно выступал как на театральной сцене, так и в кинематографе. За восемнадцать лет он сыграл в Молдавском музыкально-драматическом театре им. А. С. Пушкина 37 ролей, в кино – 25. В репертуаре актера преобладала мировая, русская и молдавская классика.
Вот уже 17 лет нет Константина Тимофеевича с нами. Его именем названа одна из улиц Кишинева, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. И в родной Суклее к стене сельского Дома культуры прикрепили такую же памятную, напоминающую всем о нашем славном земляке.
МЕФОДИЙ АПОСТОЛОВ
Потом был студентом Тираспольского сельскохозяйственного института и впервые ознакомился с местным театром и с комедией «Женитьба» Н.В. Гоголя. Прочитав объявление о создании группы будущих молдавских актеров, решил попробовать свои силы. И вот он уже в Одессе, где занимается на актерском факультете Молдавской студии Музыкально-драматического института им. Л. Бетховена. П. Вершигора помог способному ученику успешно дебютировать в роли Кочкарева. Это было в 1936 году, и это была роль, о которой он мечтал. Через год, уже под руководством Л. Мациевской, М. Апостолов с блеском выступает в дипломном спектакле «Ревизор», а еще через год покоряет сердца тираспольских поклонников Мельпомены, представ в образе господаря-фанариота Костаке Кэпкэунула в спектакле «Гайдуки».
Таким было актерское начало вчерашнего мальчишки, «босоногого художника» из Суклеи. Он рельефно раскрывал каждый персонаж, старался показать его в реальном свете – и физически, и духовно, отметить что-то своеобразное, неповторимое.
Великая Отечественная война застала Апостолова на втором году срочной военной службы. Артиллерист Апостолов оборонял Кавказ, освобождал Крым, Кубань и Краснодар. Об этом свидетельствуют медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и боевой орден Красной Звезды, полученный за участие в освобождении Крыма.
После войны он возвращается в родной театр. Популярность актера растет, многие роли, сыгранные им в эти годы, относятся к самым запоминающимся образам, воплощенным на сцене Молдавского академического музыкально-драматического театра имени А.С. Пушкина: Сергей Лазо в одноименном спектакле по пьесе Е. Бондаревой, Сталин в «Кремлевских курантах», «Человек с ружьем» Н. Погодина и других. Этот период творческой жизни М. Апостолова – время больших и ответственных ролей из национальной и мировой классической драматургии. Имя его не сходило с афиш театра, и телевидение республики, и киностудия «Молдова-филм» все чаще обращались к актеру. Около двадцати пяти ролей создано им в кино.
Елена СОРОКАТАЯ, заведующая библиотекой с. Суклея, Слободзейский район.