к межличностным отношениям
Все мы знаем о том, что нельзя ставить личные интересы выше общественных. Мы также знаем, что есть Закон, который един для всех, требования соответствия занимаемой должности и вдобавок – целый ряд профессий, где никакие симпатии и антипатии по определению не должны мешать выполнению главной задачи. Таковы, например, профессии учителя, врача, стража порядка, журналиста…
И всё же, что бы мы ни говорили, всё в нашей жизни (осознанно или нет) рассматривается сквозь призму индивидуального восприятия. Это можно сформулировать и так: все мы живем в одном мире, но каждый видит его по-своему.
Вот и в межличностных отношениях никому не дано уйти от расстановки акцентов, попыток хотя бы для себя определить, с кем имеешь дело. Объективного отношения здесь нет и быть не может, хотя бы в силу того, что все мы являемся субъектами взаимоотношений. Необходимо лишь сознавать, что твое отношение, каким бы мотивированным оно ни казалось, скорее всего, не является единственно верным. И тот человек, который в силу каких-то причин лично тебе не нравится (или наоборот – нравится), в действительности может оказаться совсем другим. Вот почему так важно, чтобы «личное» не затмевало собой выполнение служебного, гражданского и общечеловеческого долга.
Подчеркнем: то, о чем идет речь, вовсе не является уделом одной лишь философии, а на самом деле имеет самое непосредственное отношение ко всем нам и вдобавок в высшей степени актуально для маленького Приднестровья. Наши реалии таковы, что от влияния межличностных отношений никуда не уйти. Сами размеры государства предопределяют ситуацию, когда все очень тесно связаны между собой. Как мы говорим в таких случаях: «все друг друга знают» и «все о всех всё знают», потому что у каждого есть родственники, знакомые, друзья. Отсюда и такая проблема, как «кумовство», о необходимости борьбы с которым говорят многие. Мы же попробуем сосредоточиться на оборотной стороне медали.
Судите сами: тот факт, что люди в Приднестровье живут очень компактно и «все друг друга знают», не раз позволял нам решать важные исторические проблемы. Так, в конце 80-х годов минувшего столетия маленькое Приднестровье смогло объединиться перед общей угрозой националистической идеологии; в 1990 году – создать собственную государственность; в 1992-м – выстоять перед лицом многократно превосходящих сил агрессора; в 2006-м – единодушно заявить о готовности к дальнейшему сближению с Россией.
И всё это – во многом благодаря тому, что мы, приднестровцы, имеем возможность общаться друг с другом и знаем о ситуации не понаслышке. Манипулировать общественным мнением в такой ситуации очень тяжело – и без того видна вся подноготная. Что и позволяет дать организованный отпор внешней угрозе.
Но мы должны идти дальше. Принципы «взаимосвязи», «взаимопонимания», «взаимодоверия» и «взаимовыручки» должны обретать всё больший вес на всех уровнях нашего социума, во всех его сферах. В моем понимании, каждый чиновник, каждый гражданин Приднестровья, чем бы он ни занимался, должен понимать, как важна в нашей ситуации социальная сплоченность. А для её всестороннего укрепления требуется относиться ко всем (а не только к ближнему окружению, тем, кому мы симпатизируем) с заботой и уважением.
Давайте попробуем решать каждую проблему так, словно помогаешь близкому человеку, ведь все мы, приднестровцы, и правда, близкие люди. Причем не только по крови, но и по духу. Все мы «свои» и должны вместе, сообща справляться с трудностями, руководствуясь государственными интересами. И только в таком случае фактор межличностных отношений, индивидуальных симпатий и антипатий не будет вредить нашему общему делу.
Николай Феч.