Домой Общество Люди и судьбы

Люди и судьбы

0
победа

Судьба каждого человека неповторима. И чего только ни случается в ней – взлёты и падения, победы и поражения, встречи и расставания. Как в калейдоскопе, сменяется внезапно тёмная полоса жизни на светлую. Можно ли её изменить или она предопределена?

АСТРЫ И ЗЕЛЁНЫЕ ГЛАЗА КОШКИ

Как всегда, предельно откровенно мои герои рассказывают о ломаных линиях своей судьбы, и вместе с ними я пытаюсь искать ответы на вопросы, которые не дают им покоя всю жизнь…

…Меня встретил уютный маленький дворик, где разноцветной лентой цвели астры, а на пороге, слегка прищурив зелёные глазки, умывалась кошка. Ласково улыбнувшись, пригласила пройти в дом на чашечку чая Лидия Филипповна Табанакова. Её воспоминания были полны любви, веры и надежды…

БЫСТРО ПО ДОМАМ!

…В тёплый апрельский солнечный день 1926 года на свет появилась девочка Лидочка с задорными кудряшками и карими глазами. А в многодетной семье колхозников Туртурика уже подрастали Гаврил, Анюта, Мария, Митя и Иван.

Сельчане в те времена привыкли вставать чуть свет и до самого вечера работать в поле. А как устанут, так на помощь приходила весёлая песня, которая уносила печаль в облака. Обедали прямо в поле, делясь куском хлеба и картофелиной. Дома строили всем селом и в гости ходили без приглашения. Накрывали на стол что было: жёлтую, как солнце, мамалыгу, кусок сала и домашнее красное вино.

Лидочка росла ласковой и озорной, и коров пасла, и книжки в поле читала, а вечером пела и плясала перед кумушками-соседками. Были мечты и вера, что всё непременно сбудется.

Но у судьбы были иные планы на этот счёт. 22 июня 1941 года в Кишинёве, куда вместе с другими участниками самодеятельности приехала на республиканский конкурс и Лидочка, вмиг оборвалась мечта.

«Нарядные и весёлые, мы с ребятами гуляли по парку Пушкина, когда нас остановил пожилой прохожий и сказал: «Дети, что вы тут делаете? Видели самолёты? Война началась – быстро по домам! И тут мы услышали страшный рёв самолётных двигателей, и раздались глухие взрывы бомб. Дым, копоть и пыль заслонили всё вокруг. Выступить так и не удалось. Но и быстро вернуться домой тоже не получилось. Пришлось три дня прятаться в бомбоубежище и добираться домой по железной дороге через Тирасполь. Поезд разбомбили в Бендерах, но Бог миловал и пожалел нас. А возвратившись домой, я узнала, что братья ушли на фронт, а отца командировали эвакуировать колхозный скот в Мариуполь. Было страшно, и душа болела не за себя, а за опустевшие наши дворы», – вытирая украдкой слёзу, рассказывает Лидия Филипповна.

НЕ ЗАБУДУ ЕЁ ГЛАЗА

Затем моя героиня вместе с матерью и сестрой Марией решили уехать в Дойбаны, где пробыли всего три дня, потому что в село вошли немцы. Столько страха было и паники, что отправились домой. По дороге стали закапывать комсомольские билеты под раскидистой ивой и услышали чьи-то стоны. В камышах по пояс в воде лежал раненый солдат.

«Мы с мамочкой попросили женщину, которая приютила нас в Дойбанах, спрятать его. Не раздумывая, она согласилась. А когда вернулись домой, поселились в одном доме ещё с тремя женщинами и пятью малыми детьми. Так было легче выжить и не умереть с голоду. Готовили из лебеды и крапивы похлёбку, и даже землю ели…

На нашей улице жила мамина подруга Зина, которая до войны работала продавцом и, когда приходила в гости, всегда угощала конфетками. Очень красивая была женщина – еврейка. Как-то ночью к нам постучали, за дверью слышны были всхлипывания. Это была та мамина подруга Зина. Втайне от всех мамочка спрятала её в погреб и прикрыла тряпьём. Под утро мы услышали лай собак и немецкую брань. Я прижалась к маме и не узнала её: она в один миг поседела. Когда немцы ушли, мы все выбежали из дому, а мама вдруг упала в обморок. Рядом лежал платок Зины. Никогда не забуду мамины глаза, когда она пришла в себя после обморока», – с грустью говорит Лидия Филипповна.

СЛОВНО ИГОЛКА

Кстати, после освобождения Дубоссар в апреле 1944 года Лидия Филипповна вернулась к тому самому дереву в надежде найти комсомольские билеты, и – о, чудо! – они сохранились.

А после войны Лидочка поступила в Сорокский педагогический техникум, но окончить его не успела: потребность в кадрах тогда была настолько острой, что её направили на работу учителем начальных классов в село Котово Сорокского района.

Вскоре её избрали секретарём комсомольской организации села. Там же на одном из вечеров в сельском клубе она увидела красавца-брюнета в военной шинели.

«Глянула – и меня словно иголка кольнула в самое сердце. Он тоже не сводил с меня глаз, а на танец не решился пригласить. И каково было удивление, когда утром увидела его в квартире, где снимала комнату. Оказалось, он в командировке, работает в комендатуре и тоже живёт здесь. Хозяйка квартиры рассказала, что он старший лейтенант, из далёкой Сибири и зовут Петром. Показала мне несколько его фотокарточек, одну я даже припрятала и положила под подушку. Мы встречались месяца три и поженились. Он был для меня смыслом всей жизни. И я для него тоже», – загадочно улыбается Лидия Филипповна.

ДАЙ МНЕ РУКУ, МИЛЫЙ ДРУГ

В 1963 году супруги Табанаковы приезжают в маленький уютный город Дубоссары, где вьют гнёздышко и где у них рождаются сын и дочь…

Несколько часов нашего общения с Лидией Филипповной пролетели незаметно. Кошка Пуфа устроилась на моих коленях и тихонько мурлыкала, а я рассматривала чёрно-белые снимки Лидии и Петра Табанаковых, где они счастливо улыбались.

«Мой Петенька очень любил, когда я пела ему песню «Пастушок»: «Ты пригожий молодец, пастушок, пастушок. Позабудь своих овец на часок, на часок. Зря в сторонке ты не стой, я хочу плясать с тобой. Дай мне руку, милый друг, милый друг». До сих пор, когда я напеваю её, кажется, что он снова рядом со мной, и становится сердцу теплее…»

«Да, похоже, мир спасёт только любовь», – подумала я, расставаясь с собеседницей и продолжая ощущать широту её души, которую словами не измерить…

Яна Сакка, г. Дубоссары.

Exit mobile version