Картины на песке или песочная анимация – сравнительно новое веяние в изобразительном искусстве. Работающих в данной технике мы часто видим на экранах телевизоров в разных телешоу. Но, как оказалось, и у нас в республике есть мастера песочных рисунков. Один из них – художник культурно-досугового центра «Шелковик» Кирилл Сарсаков.
Песком Кирилл рисует уже около четырёх лет. Эту необычную технику он когда-то увидел в одном из музыкальных клипов и решил попробовать. К тому же в Санкт-Петербурге, где раньше жил и работал, компании по организации праздников часто предлагают такую услугу, как песочная анимация. По возвращении в Бендеры наш художник тоже начал заниматься песком.
Для этой техники нужен мелкий просеянный песок (но не белый, поскольку он сильно просвечивает и не даёт того контраста, что обычный жёлтый песок). Благо, у нас есть река, и речной песок вполне подходит для этих целей. Песок насыпают на стеклянный стол с бортами, подсвеченный снизу лампой. А дальше – полёт фантазии, полная импровизация или же заранее продуманная линия рисунков по заданной теме. Во втором случае художник готовит эскизы на бумаге, а затем воплощает их в песке. Кстати, используют также и соль, для цветной картины её даже подкрашивают.
«В песочной анимации по сути два цвета, как инь и ян – чёрное и белое, которые дают все остальные оттенки. Если песок еле-еле рассыпать, будет полутон, если полностью протереть, получится белый, – рассказывает Кирилл. – В своих эскизах разрабатываю, буду ли я рисовать от белого или от тёмного. То есть работаю на тёмном фоне и протираю белый рисунок, или наоборот соответственно. Есть рисунки, включающие в себя и то, и другое».
Мастер изобразительного искусства отмечает, что права на ошибку при рисовании песком практически нет. Вместо исправлений лучше нарисовать заново. Если начинаешь поправлять, сделаешь только хуже.
Художник открыл свой способ работы с песком – рисунок запоминает пятнами. «Для зрителей это слон, а для меня пятно определённой формы. Если начну прорисовывать как на бумаге, строить композицию, то будет очень долго. Поэтому я запоминаю пятно, «вырезаю» его, и для зрителя оно смотрится, к примеру, как слон. Добавлю несколько деталей – ухо, глаз, сделаю полутень, будет ещё виднее», – отмечает Кирилл.
Знает художник и как удивить зрителя. «Схематично нанёс рисунок, и зритель узнал, что ты изобразил, осталось только доработать его, с каждым твоим движением наблюдающие всё больше удивляются. Другой способ – держишь зрителя в неведении и потом каким-то одним штрихом открываешь всю картинку», – поделился секретами мастер песочных рисунков.
Песочный рисунок недолговечен, сохранить его может только фото- или видеосъёмка. Но свои песочные истории автор хорошо помнит и может повторить, допуская, что с каждым разом они будут немного новыми и немного другими.
«Для меня как для художника создание песочной анимации – это тренировка разума, саморазвитие, поскольку здесь присутствует большая доля импровизации», – подчеркнул Кирилл Сарсаков.
Работа с песком привлекает детей, поэтому в перспективе в КДЦ «Шелковик», возможно, появится кружок песочной анимации. И это будет не только творческое самовыражение, но и некая релаксация, ведь многие психологии в своей работе используют песок как арт-терапию.
Надежда Пирогова.