Мировая экономика переживает один из самых глубоких кризисов. Экономическая рецессия вызвана глобальными катаклизмами, связанными с падением цен на углеводороды, взаимными санкциями и ожесточенной борьбой за рынки сырья и сбыта, нередко с использованием военной силы.
Казалось бы, в условиях экономической турбулентности сложно строить планы по ведению собственного дела. Как бы парадоксально это ни звучало, но именно испытания кризисами делают бизнесменов сильнее. Как говорится, «все, что нас не убивает, делает только сильнее». Ведь именно в кризисные времена особенно востребованной были инициатива и предприимчивость деловых людей. Их нестандартный подход к делу, холодный расчет и одновременно риск во времена кризиса способны, словно локомотив, вывести бронепоезд экономики из запасных путей. Немаловажными факторами могут явиться также оперативность и гибкость малого бизнеса, его способность быстро меняться, занимать новые ниши, диверсифицировать род деятельности.
К сожалению, давней «болячкой» нашей экономики является низкий уровень ее диверсификации. Это воспринимаемое как данность наследство досталось нам от советского Госплана. Мы поставлены в зависимость от работы 2-3 ориентированных на экспорт крупных промышленных предприятий. В середине 90-х – начале 2000-х основным донором приднестровского бюджета был ММЗ, в последние годы – Молдавская ГРЭС. К сожалению, за более чем четверть века нам не удалось изменить ситуацию, развить внутренний рынок, сделать главенствующей, как это происходит в большинстве небольших европейских и азиатских государств, роль малого и среднего бизнеса. Но, может быть, сейчас именно то время, когда нам стоит оборотиться на нужды и чаяния бизнесменов, которых принято называть малыми. Ведь потенциал наших предприимчивых людей безграничен, им нужно только не мешать, а по возможности помогать. И тогда могут оказаться задействованными стимулирующие мотивы получения прибыли, когда человек, обогащая себя, обогатит и государство, все общество.
Традиционно приднестровский малый бизнес ориентирован, в основном, на внутреннего потребителя и представляет в своем большинстве торговые точки различной направленности и услуги так называемой «шаговой доступности». В структуре этого сегмента рынка торговля занимает более 50%. Вкладывать деньги в производство никто не торопится из-за длительных сроков оборачиваемости капитала.
Принципиальным я не хочу сказать противоречием, может быть, расхождением между органами власти различных уровней и предпринимателями является разное видение путей наполнения государственного бюджета. По всей видимости, стороны исходят из различий в целеполагании. Одной из важных функций государства является сбор налогов и их справедливое распределение путем удовлетворения социальных гарантий граждан. Именно поэтому на первый план выдвигается фискальная функция государства с целью наполнения бюджетов различных уровней. Это то, что называется ответственностью государства перед гражданами. Но складывается такое впечатление, что государство перманентно опасается – «а вдруг на все и всех не хватит».
Главная же цель бизнеса – получение прибыли. Однако с предпринимателей – от магната до лавочника – социальную ответственность никто не снимал. В конце концов, их богатство куют (ковали) те, кого называют наемными работниками, те, кто нуждается в социальном обеспечении, потенциал которого как раз и формируется за счет налогов и сборов. Конечно, негоже перегибать палку с налоговой нагрузкой. Она, как говорится, о двух концах. И постоянно демонстрируемое стремление собрать как можно больше налогов для того, чтобы повысить уровень социального обеспечения, может выйти боком. Это как взаимосвязь повышения тарифов и уровня их оплаты. Повышаются тарифы, уменьшается процент платежей. Увеличивающаяся налоговая нагрузка вымывает оборотные средства, обрекает предпринимателей на закрытие собственного дела. Бизнесмены, называя себя курицей, несущей золотые яйца, желают, чтобы их «не убивали», а щипали с них перья постепенно и желательно мелкими порциями. Но как ко всеобщему удовлетворению вычислить при этом то самое «золотое сечение», остается, наверное, самой сложной задачей и государства, и бизнеса. Именно поэтому чрезвычайно важным направлением управленческой деятельности государственных структур, отвечающих за функционирование экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, является кропотливый анализ причин, по которым предприниматели приостанавливают или вовсе прекращают деятельность. Да и сама работа государственных чиновников должна в связи с этим оцениваться эффективностью решений, призванных облегчить деятельность предпринимателей.
Основные инвестиции в сфере малого бизнеса носят внутренний характер. В него вкладываются сами жители Приднестровья. Представители соседних государств, учтя неопределенный юридический статус ПМР, изучив потенциал рынка и потребительский спрос на нем, условия ведения бизнеса, отказываются от его ведения в Приднестровье. Немногочисленные исключения (торговая сеть «Фуршет») лишь подтверждают правило.
По результатам опросов представителей малого бизнеса с просьбой составить топ главных препонов для развития предпринимательства, в числе первых называются высокие процентные ставки банковских кредитов. Из-за дороговизны кредитных ресурсов они становятся для предпринимателей практическая недоступными. Ко всему этому в последнее время добавилась и нестабильная ситуация на валютном рынке, вызванная дисбалансом между предложением и спросом на валюту, прежде всего доллары. Нельзя забывать, что «деньги – это кровь экономики».
При участии ТПП реализовывалась программа «Создание возможностей трудоустройства путем оказания поддержки молодым людям». Финансировалась она Программой развития ООН и ЕС путем выделения начинающим предпринимателям финансовых мини-грантов. Итоги первого этапа программы подтвердили: дав стар-тап собственному бизнесу, они не смогли укрепить, развить его лишь потому, что не удалось получить дополнительных заемных средств – у кредитных организаций высокий процент, сводящий на нет стремление развить бизнес. В возможности заимствовать денежные средства начинающие бизнесмены ограничены, а собственных оборотных средств для расширения дела, ввиду резкого снижения потребительского спроса, вызванного падением уровня жизни населения, ростом трудовой миграции, для этого явно недостаточно.
У предпринимателей, работающих в перспективном для развития экономики сегменте – аграрном, – свои претензии. В верхнем ряду их списка находятся растущая налоговая нагрузка на гектар обрабатываемой земли за счет введения косвенных налогов и сборов; необходимость установления особого порядка определения рабочего времени в сельскохозяйственной отрасли, поскольку у нее есть отличительные черты, к примеру, сезонность; резкое повышение в прошлом году тарифов на полив земель сельхозназначения, что привело к снижению площадей орошаемых земель. Благо, в этом году стоимость кубометра воды для полива снизилась с 2,67 рубля до 90 копеек.
Строители, в свою очередь, недоуменно вопрошают: почему в условиях падения платежеспособного спроса граждан-нерезидентов, приобретающих квартиры в новостройках, местные органы власти облагают дополнительным сбором – 10% от суммы сделки, что делает квартиры для них дороже.
Транспортники недовольны недостаточной борьбой с нелегальными перевозчиками и невыплатой автотранспортным предприятиям государством компенсаций за перевозку льготных категорий пассажиров. Долг – миллионы рублей.
Особое неприятие бизнеса, каким бы он ни был большим или малым, вызывают постоянно возрастающие расценки на некоторые услуги, оказываемые, в том числе, и государственными учреждениями. В частности, с нового года повысилась стоимость обязательного медицинского профилактического осмотра работников.
Депрессивный в экономическом плане прошлый год, а главное падение уровня жизни населения и как следствие потребительского спроса (в первом квартале приднестровцы приобрели товаров на 109,2 млн долларов, на 14,4% меньше аналогичного показателя 2015 г.) – все эти факторы подталкивали к принятию нелегкого, но вынужденного решения закрыть свое дело и уехать в поисках заработка за пределы республики или найти другое место работы, где нет риска «прогореть» собственным имуществом.
Отличительной тенденцией прошлого года в сегменте малого бизнеса стало уменьшение числа тех, кто ведет предпринимательскую деятельность в форме юридического лица, и одновременный рост количества индивидуальных предпринимателей, выкупающих патенты. Это стало для них своеобразной спасительной соломинкой и решением дилеммы – продолжать работать или закрыть бизнес. Вместе с тем, ухудшающаяся в экономике ситуация не привела к росту индивидуальной занятости, а ведь сохранение (увеличение) рабочих мест является главным социальным заказом для малого и среднего бизнеса со стороны государства и общества. В итоге столкнулись с элементарным переходом части предпринимателей из одного сегмента в другой. Но самое прискорбное состоит в том, что часть людей дела не выдержали испытания экономическим спадом, и свернули бизнес или вывели капитал за пределы республики, чтобы уже на новом месте начать сначала.
Вместе с тем, гибкость малого бизнеса при определенной поддержке позволяет ему отряхнуться от депрессивного состояния. И позитивные сигналы, посланные малому и среднему бизнесу в начале этого года (о некоторых из них мы писали в прошлом субботнем номере), вселили в предпринимателей определенные надежды. Для создания же благополучного бизнес-климата нужны системные изменения. Это подтверждает и назначенный главой государства бизнес-омбудсмен Сергей Бобров. Если их не произвести, то мало надежды на увеличение налогооблагаемой базы за счет создания новых предприятий в сфере малого и среднего бизнеса. Комплексный подход к решению проблем предпринимательского класса, четкое видение перспектив развития сектора малого и среднего бизнеса – этого как раз сегодня и не хватает. Предпринимаемые действия выглядят спорадическими, что называется, «вырванными из общего контекста».
Но и они – свидетельство нахождения взаимопонимания между властью и бизнесом к взаимной выгоде. В частности, подтверждением служит принятие Правительством постановления, в соответствии с которым техобслуживание кассовых аппаратов с 1 июня 2016 г. является необязательным. К тому же опломбирование ККА будет проводиться не ежегодно, а по мере необходимости. Определенные подвижки наметились в процессе упрощения всевозможных разрешительных процедур. В этом ряду – получение разрешений на проведение строительных работ, подключение к источникам жизнеобеспечения (тепло, электричество, газ, вода), открытие торговых точек, выделение земельных участков.
Для постиндустриальных экономик характерно бурное развитие IT-технологий. Конечно, до этого уровня далеко, и основу нашей экономики по-прежнему составляет производство товаров. Однако и у нас появляются пионеры этого высокотехнологичного вида бизнеса, которому при экспорте и импорте специфических услуг не мешают таможенные барьеры. Для нашей непризнанной республики в силу ее географического положения этот сегмент рынка мог бы оказаться весьма перспективным.
При этом предпринимательский слой сам инициирует реализацию социально значимых для государства и общества проектов, в частности, создания в Приднестровье единой электронной базы данных для медицинских учреждений. Выгода обоюдная: использование медработниками единой базы облегчит им работу с информацией о пациентах, сэкономит бюджетные ресурсы, а «айтишники» получат госзаказ и фронт работ, в которых они компетентны. В этой же плоскости лежит и процесс совершенствования системы электронной отчетности, которую предоставляют в соответствующие органы хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, ее неуклонного упрощения для того, чтобы заниматься делом, а не «бумаготворчеством». Требуется также законодательное закрепление возможности использования электронной подписи.
События последних восьми месяцев внушают осторожный оптимизм в отношении понимания того, что именно малый и средний бизнес является ресурсом для развития экономики республики, на факторы функционирования которого мы в силах повлиять. Хочется, чтобы этот позитивный тренд получил дальнейшее развитие.
Савва МОРОЗОВ.