-1.5 C
Тирасполь
Понедельник, 25 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Место памяти

Уютная, тенистая улица в центре Бендер. Мощеные дорожки, скамейки, старинные дома с лепниной и колоннами. На одном из них – скромная вывеска «Мемориальный музей Бендерской трагедии». Здесь – овеществленная память нашего народа. Но это не просто материальная память, а часто буквально железная. Такова специфика этого музея.


Музей открыт в сентябре 1997 года, на пятилетнюю годовщину Бендерской трагедии. В июне 2002-го экспозиция была расширена – открылся Зал Памяти и Скорби. Как отмечают в госслужбе по культуре и историческому наследию, создание экспозиции стало первой попыткой осмыслить и в хронологической последовательности отразить музейными средствами события в Приднестровье и Бендерах конца XX века, начиная от политических забастовок августа-сентября 1989 года и до послевоенных событий в городе и республике. 

Сегодня экспозиция насчитывает более 700 экспонатов.


Прохладный зал, мягкое освещение, неяркая, кирпично-красная окраска стен. Их цвет, кстати, совпадает с цветом букв на транспарантах сразу у входа. Это подлинные транспаранты, с которыми тогда, в августе 89-го, выходили на демонстрации. На белой ткани – не очень ровные буквы. Их рисовали не художники, а простые люди, сами. И писали они то, что думали сами. Митинги на стыке 80-х и 90-х годов прошлого века не были показухой с купленными лозунгами. Это действительно было всенародное движение.

И вот как входишь в музей, сразу чувствуешь ту атмосферу. И это не просто так.

– Это классическая концепция музейного построения, – говорит заведующий музеем Вячеслав Тарабучкин. – Нас даже критиковали за это, дескать, в современных тенденциях надо упрощать подачу. Но мы этого делать не будем.

Думаю, он прав. Возможно, для какой-нибудь выставки абстракционистов и подошла бы какая-нибудь модерновая композиция. Но здесь – не та тема. В этот музей люди несут экспонаты сами, здесь поистине память народа.  Здесь и должна быть классика.

Размещение экспонатов совпадает с последовательностью событий. Вот стенды времен забастовочного движения, знаменитого «сидения на рельсах» – фотографии, подлинники документов, печально известный «закон о языках», о событиях в Гагаузии, о референдуме по независимости Приднестровья… А вот в отдельной витрине – простой свитер.

– А это тот самый джемпер, в котором Игорь Смирнов в молдавской тюрьме сидел, – поясняет Вячеслав Тарабучкин. (Был такой эпизод в      91-м, когда на переговорах в Киеве наш первый Президент был обманом захвачен полицией Молдовы.)

Но стендов с мирными предметами немного. Ситуация накалялась – и вот уже самодельное оружие отрядов самообороны, простреленный бушлат дубоссарского милиционера…

И внезапно – стенд, разделенный на 2 части. Точно как тогда, летом 92-го. Слева – фото обычного мирного дня, люди идут на работу, свадьбы, детишки, афиша «19 июня концерт…».

А справа – страшные фото погибших людей, разрушенных домов, горящих машин. И дальше – изрешеченная, смятая каска,  неразорвавшиеся снаряды и мины.

– А вот градобойная установка, – показывает Вячеслав Михайлович. – Из нее тоже с той стороны стреляли по городу ракетами «Алазань».

Домашняя утварь, пробитая осколками от этих самых метеоракет. Дальше – военные карты с линией фронта, рассекшей город, форма и награды павших героев, опять фотографии разбитой бронетехники. Беженцы. Разваленные, обгоревшие дома. Фотографии детей, убитых снайперами с той стороны.

– Вот с этой девочкой я в школе учился, – говорит Тарабучкин.

Весь угол зала занят инсталляцией – выщербленная стена, обугленные стропила, разбитая кадка с растением, сломанный стул, обгоревшие обои… Так выглядела обычная бендерская квартира тех времен.

И снова стенд с экспонатами: аттестаты зрелости, так и не полученные. Простреленные книжки. Зубные коронки, найденные у румынского мародера. Да, так это и было.

И да, это было в конце двадцатого века, когда думали, что фашисты, выдиравшие зубы у пленников, уничтожены в 45-м.

Опять фотографии – казаки, БМП, памятник Пушкину, весь в выбоинах от пуль, российские миротворцы, бендерский «Дом Павлова», который обороняли ребята из ТСО и который враг так и не смог захватить. Тот самый Флаг Приднестровья, который всю войну развевался над горсоветом, и который так и не смогли сбить. Простреленный, пробитый пулями и осколками, но не спустившийся.

Я бы сказал – боевое знамя.

Мы завершаем осмотр в Зале Памяти и Скорби. Здесь все просто и строго. У входа – бюст генерала Лебедя. А по стенам, в подсвеченных нишах, – сотни фотографий. Все – одного размера. Все – черно-белые. И на всех – ополченцы и милиционеры, казаки и просто гражданские … Воины, которые погибли, защищая Бендеры.

Молча уходим. Здесь не нужно говорить.

– А много людей к вам ходит?

– Сейчас, в карантин, конечно, не очень, но это понятно. А так – да, регулярно идут экскурсии и школьников, и студентов. Со всех концов страны приезжают.

И это правильно. Новые поколения должны знать, с чего начиналась страна, и как это было на самом деле. Потому что добрососедские отношения, торговля, сотрудничество и так далее – это, безусловно, хорошо и даже отлично. И мы будем такие отношения строить.

Но помнить тоже будем.

Сергей ИРОШНИКОВ.

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив