Визит российского вице-премьера Дмитрия Рогозина в Молдову и Приднестровье стал главным политическим событием для нашей страны в первом полугодии 2016 года. Спецпредставитель Президента России в Приднестровье косвенно ответил и на вопрос: «С кем Вы, Дмитрий Олегович?» – тех политических сил, которые де-факто уже начали предвыборную борьбу за пост главы Приднестровья.
Дмитрия Рогозина с нетерпением ждали в обеих столицах. Кишинев хотел заручиться его поддержкой как сопредседателя межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Молдовой в вопросе открытия российского рынка для своих товаров. Для Тирасполя поставка приднестровской продукции на полки российских магазинов – также одна из первоочередных задач. Кроме того, затянувшийся мировой экономический кризис очень жестко ударил по нашей республике. Поэтому очень важно было узнать у одного из руководителей Российской Федерации о мерах поддержки приднестровской экономики со стороны России. И, наконец, население Приднестровья хотело ясности в вопросе позиции Москвы в затянувшемся внутриполитическом кризисе.
Российский вице-премьер начал и окончил свой региональный визит в Кишиневе. Сразу по приезде Дмитрий Рогозин встретился со своим молдавским коллегой Октавианом Калмыком. Обсудили условия возможного возобновления молдавского экспорта вина, фруктов, овощей. Процесс возвращения Молдовы на российский рынок был назван «дорожной картой» двусторонней экономической кооперации.
«Молдова имеет огромный интерес к тому, чтобы вернуться на российский рынок с плодоовощной и земледельческой продукцией. Но для того, чтобы пройти это период, необходимо выполнить домашнее задание всем участникам этого процесса, – заявил Дмитрий Рогозин по итогам встречи с молдавским вице-премьером. – И это домашнее задание прописано, подготовлено российской стороной в «дорожной карте» тех действий, которые необходимо предпринять, прежде всего Кишиневу, с тем чтобы мы могли вернуться к прежнему статусу, и на прилавки российских магазинов вернулась бы продукция Молдовы. Наши молдавские коллеги, я вас об этом информировал, это хотели бы сделать. И мы наметили план».
Перед возвращением на родину Дмитрий Рогозин встретился с премьером Молдовы Павлом Филипом, с которым также обсуждались детали реализации «дорожной карты» молдавского продовольственного экспорта в Россию, а также другие политические вопросы, призванные сблизить позиции Кишинева и Москвы.
Правда, по итогам переговоров Дмитрия Рогозина с руководством Молдовы получилось как всегда. Еще не успел самолет с российским вице-премьером скрыться в небе над Кишиневским аэропортом, как возобладала старая привычка молдавского политического бомонда одних целовать в щеку, а другим тут же лобзать руку.
Стоит отметить, что в целях сохранения картинки своей лояльности к Западу в Кишиневе искусно была срежиссирована встреча зампреда Правительства РФ. Десятки протестантов с плакатами, призывающими объявить российского вице-премьера «персоной нон грата в Молдове», охотно позировали перед видеокамерами и фотоаппаратами журналистов из местных СМИ. Буквально на следующий же день после отъезда Дмитрия Рогозина, чтобы в Брюсселе и Вашингтоне не подумали всерьез о реальной перезагрузке отношений между Москвой и Кишиневом, Молдова запретила вещание российских телеканалов на своей территории.
Также, чтобы «его правильно поняли» на Западе, прокомментировал свою встречу с Дмитрием Рогозиным и Октавиан Калмык, заявив журналистам, что «подписанное Молдовой Соглашение об ассоциации с Евросоюзом комплементарно с Соглашением о свободной торговле в рамках СНГ». Желание официального Кишинева усидеть на двух стульях не учитывает международные политические реалии сегодняшнего дня. Видимо, Молдову ничему не научил печальный пример Киева, где такая же позиция руководства страны была подвергнута Западом жесткому выбору «или-или» с последующим гражданским конфликтом и экономической катастрофой.
Но государственный потенциал Молдовы не идет ни в какое сравнение с украинским. Даже небольшие волны в политике или экономике способны потопить нынешнее молдавское правительство. Ведь вспомнить о России политическую верхушку Молдовы, душой и плотью преданную Западу, заставили реалии: критический дефицит госбюджета, высокий уровень инфляции, колебания национальной валюты, резкое сокращение внешнеэкономической деятельности. Вместо признания собственных просчетов в политике и экономике Кишинев продолжает петь мантры о своей счастливой евроинтеграции, пытаясь уговорить Москву за это спасти Молдову от экономической катастрофы.
Но все же главную задачу своего визита Дмитрий Рогозин видел и определял в Тирасполе. Здесь не стоит искать попытку выдать желаемое за действительное. Все помнят период его яркой политической деятельности в 2006 году, когда Дмитрий Рогозин на самом высоком уровне продвигал идею включения Приднестровья в состав Российской Федерации по аналогу с Калининградской областью.
Российский вице-премьер – известный патриот Русского мира. Он убежден, что Приднестровье – это русская земля, а воля приднестровцев – неотъемлемой части российского народа, – выраженная на референдуме в 2006 году, священна. В этом году республика будет отмечать десятилетний юбилей этого плебисцита. Желание подавляющего большинства жителей Приднестровья интегрироваться в Российскую Федерацию и Таможенный союз обязательно осуществится, когда для этого сформируются благоприятные политические условия.
Во время одного из своих выступлений в Тирасполе в рамках нынешнего визита Дмитрий Рогозин подчеркнул: «Еще раз хочу сказать, что мы постоянно интересуемся делами Приднестровья. Здесь проживают наши соотечественники, наши граждане, родные нам люди, поэтому, как бы сложно ни складывалась ситуация в экономическом и политическом плане (вы это знаете, но еще раз, думаю, нелишним будет это сказать), вы всегда можете положиться на широкие плечи Российской Федерации».
Основную цель своего визита в Тирасполь Дмитрий Рогозин определил сразу же по прибытии – «понять тот срез проблем, который есть в Приднестровье на сегодняшний момент во всем нам известных непростых геополитических условиях». Это не означает, что Приднестровье выпадало из круга политических интересов Кремля. Российский вице-премьер дал понять, что, несмотря на двухлетний перерыв его посещений Приднестровья, он всегда «держал руку на пульсе и контактов с руководством республики не терял».
«В геополитической ситуации статус Приднестровья явно не выиграл, а наоборот, есть сложности, связанные с ужесточением блокады, изоляции республики, – отметил Дмитрий Рогозин, – но, тем не менее, мы все равно констатируем, что вы полны сил и решимости драться и выживать в интересах народа».
Четыре года назад, во время своего первого визита в Тирасполь, вновь назначенный Спецпредставитель Президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин весьма акцентированно выразил поддержку вновь избранному Президенту Приднестровья Евгению Шевчуку в его начинаниях по возрождению экономики республики. Тем самым была как бы поставлена точка в вопросе, который муссировался в определенных политических кругах и тогда, и сейчас: «Поддерживает ли Россия Евгения Шевчука как лидера, как Президента Приднестровья?».
В 2012 году Дмитрий Рогозин попросил всех приднестровцев и все приднестровское общество оказать Евгению Шевчуку максимальную поддержку в его начинаниях, тем самым однозначно дав понять: «Москва поддерживает действующего, всенародно избранного главу государства». Уже через год был подписан известный Протокол «Рогозин-Шевчук», о котором в 2016 году во время своего визита в Тирасполь российский вице-премьер заявил: «Протокол работает в полный рост. Все контакты по линии федеральных министерств и ведомств осуществляются с соответствующими министерствами Приднестровской Молдавской Республики».
Собственно, и здесь поставлена точка в вопросе «Поддерживает ли Россия действующего Президента Евгений Шевчука»? и тем самым волю приднестровского народа, избравшего его на этот высший пост. О рабочем характере взаимоотношений Президента Евгений Шевчука и зампреда Правительства России говорит и тот факт, что нет только констатации намерений и реляций достижений. Дмитрий Рогозин признает, что на пути реализации Протокола «Рогозин-Шевчук» были и ошибки. К примеру, упущены возможности интеграции приднестровской экономики не только на федеральном уровне, но и в регионах.
«Проще работать не с федеральным правительством, а с губернаторами и их администрациями. Всего два областных центра – это мало, – заметил Дмитрий Рогозин. – Гагаузия и то активнее развивала свои экономические отношения, пользуясь легальной основой, через правительство Молдовы. Приднестровье тем более должно было бы иметь эти отношения. Мы эту ошибку с Евгением Васильевичем Шевчуком исправим, и очень быстро».
Переговоры российского вице-премьера в Кишиневе и Тирасполе нельзя отделять друг от друга как изолированные процессы. Комментируя встречи с руководством Молдовы, Дмитрий Рогозин дал понять, что Россия в переговорах с Кишиневом выбрала европейский прагматичный подход. Если у вас есть предложения по возврату на российский рынок, то и у нас есть свои условия для того, чтобы всерьез рассматривать эту проблему.
«Не скрою, мы затрагивали вопросы, связанные с отношениями Кишинева и Тирасполя, опять же, прежде всего, в сфере экономики, промышленности, транспорта и других вопросах, – заявил Дмитрий Рогозин. – И мы считаем, что обоим берегам Днестра на пользу пойдет тактика «малых шагов», но полезных дел. Российская сторона всячески побуждает молдавскую сторону заняться такого рода делами, раскупорить некоторые процессы, в частности транспортную доступность, обмен товарами, регистрацию грузов, продукции и многое другое. Будем надеяться, что сегодня в Кишиневе мы имеем дело с прагматичными собеседниками. Поэтому ближайшее время покажет, правы мы или нет».
В рамках своего визита Дмитрий Рогозин встречался с командованием и военнослужащими Оперативной группы российских войск в Приднестровье, а члены делегации решали рабочие вопросы в министерствах и ведомствах республики. В частности, помощник вице-премьера по международным связям Дмитрий Лоскутов и заместитель руководителя Федеральной службы РФ по ветеринарному и фитосанитарному надзору Юлия Швабаускене встречались в министерстве сельского хозяйства и природных ресурсов с руководителем ведомства Светланой Тимотиной, министром юстиции Ольгой Зварыч, первым заместителем минэкономразвития Инной Линник и начальником управления по вопросам внешнеэкономической деятельности МИД Дмитрием Камбуром. Здесь решались вопросы продвижения приднестровской сельскохозяйственной продукции на российский рынок.
На пресс-конференции по итогам своего визита Дмитрий Рогозин заявил: «Мы не можем сравнить Приднестровье с каким-то регионом, который имеет общую границу с Российской Федерацией, с той же самой Абхазией или Южной Осетией. Для того чтобы даже физически приехать сюда, я уже не говорю про грузы, необходимо преодолеть несколько государственных границ, в том числе границу Украины, которая сегодня представляет крайне нестабильное, деградирующее и объясняющее все свои невзгоды и проблемы кознями Москвы государство. Очевидно, что Приднестровье и раньше находилось в состоянии блокады и изоляции, а сейчас эта блокада еще стала крайне эмоциональной и очень такой русофобской. Это единственное реальное препятствие для налаживания отношений».
За время, которое Шевчук управлял Приднестровьем,
он добился очень многого
Об этом вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил в интервью газете «Коммерсант».
– Последний опрос ВЦИОМ показал, что господин Шевчук крайне непопулярен. Он пять лет был Президентом, вы пять лет с ним плотно работали, что у него пошло не так?
– Спрашивайте самого Шевчука, я думаю, он не согласится, что у него что-то пошло не так. За то время, которое он управлял Приднестровьем, он добился очень многого. Надо просто понимать то время, которое он пережил вместе с Правительством Приднестровья. Это время ужесточения блокады, это время, когда основной донор экономики Приднестровья – Российская Федерация – была окружена частоколом санкций и сама испытывает сейчас большие экономические проблемы, поэтому мы не можем увеличить нашу экономическую помощь Приднестровью, в условиях блокады мы сами стеснены в деньгах.
Шевчук сделал все, что он мог сделать как политик, как управленец. Что касается его оппонентов, я не слышал ни одного скандального вопроса или вопроса, который бы ставил репутацию власти Приднестровья под сомнение. Нет таких обвинений. И я надеюсь, не будет никакого черного пиара в ходе предвыборной кампании. По крайней мере, позиция России одна: они должны дойти спокойно до начала выборной кампании и провести ее без всякого грязного мусора, который всегда бросает тень на собственного автора. Я думаю, все будет абсолютно спокойно, нормально, и все наши разговоры – лишние фобии.
АНАТОЛИЙ ПАНИН.