Семья и предопределённость нередко шагают в ногу. Но подчас мы задаёмся вопросом: предопределено ли свыше то или иное случившееся с нами событие или же оно произошло по нашей доброй воле? И тот, и другой ответ по-своему верны. Доказать это мы попытаемся на примере истории одной военной династии из Приднестровья.
«Сколько пережито разных невзгод в войну – страх один! – признается наш собеседник. – После первого ранения, когда пришёл в себя, у пулемёта, думаю: умираю, а мать и не знает, где я… Потом пошевелился – вроде живой. Около меня лежит солдат, санитар. На войне как на войне».
Родился Николай Геннадьевич Гуляев 10 октября 1925 года в деревне Городище в Костромской области. После призыва в армию он попал в Тюмень, в 22-й снайперский полк, где служил пулемётчиком с 1943 года. Первая фронтовая дорога вела Николая Геннадьевича в Белоруссию. В феврале 1944-го под Гомелем готовилось контрнаступление на Жлобин. Зима, холод, леса и болота – таковы были «университеты» 18-летнего бойца. Тогда-то он и получил тяжёлое осколочное ранение левой стороны челюсти и левой ноги.
С большим трудом, сильно хромая, через лес добрался до населённого пункта, откуда его отправили на лечение в Брянск. Тогда в память Николаю Геннадьевичу врезался ещё один эпизод, возможно, не менее судьбоносный. «Без шапки не повезём тебя зимой, околеешь, – говорят в поезде, когда должны были отправлять в госпиталь. – Я свою-то шапку потерял во время боя.
В углу лежит тяжело раненный мужчина, говорит: «Сынок, возьми мою шапку». Нахлобучил я его большой головной убор и поехал – не замёрз».
По заключению врачей он держал путь в госпиталь в Тбилиси, а после Николая Геннадьевича отправили в школу санитарных инструкторов, где он проходил обучение до декабря 1944 года. Получил звание сержанта и поехал на 2-й Украинский фронт.
«Мы в Будапеште на распределении, – вспоминает ветеран. – Вызывают меня и говорят: «Поедешь санинструктором в штрафную роту». Я чуть речи не лишился: за какие это заслуги, что я такого сделал? Дело в том, что штрафники были калачи тертые, они не любили быть в подчинении у тех, кто не служил и, что называется, пороха не нюхал. Потому меня как имевшего опыт боевых действий к ним назначили. Пошёл я набирать себе санитаров. Сладил я с ними, да и они ко мне привыкли». Выносить раненых бойцов с поля боя – это порой даже сложнее, нежели стоять у артиллерийского орудия.
До мая 1945 года Николай Геннадьевич участвовал в боях по освобождению Венгрии, Австрии, Чехословакии. Дошёл он до Мокрой Горы, что под чешским городом Брно, где снова получил ранение 3 мая 1945 года.
День Победы Николай Гуляев встретил в госпитале, где находился на лечении после полученного ранения. Дивизия, в которой служил, после 5 мая была срочно направлена на Дальний Восток. Самого же Николая Гуляева после выздоровления откомандировали под Вену в батальон аэродромного обслуживания. Вскоре его войсковую часть передислоцировали в Тирасполь, где он служил с мая 1945-го по январь 1951 года командиром отделения при контрразведке 6-й воздушной дивизии. Здесь же в 1951 году демобилизовался в звании старшего сержанта.
Время шло своим чередом. Дочь ветерана Великой Отечественной войны вышла замуж за сотрудника правоохранительных органов Бендер Григория Ечина. Это имя хорошо знакомо приднестровцам, в его честь названа одна из улиц Бендер. Знаковое место – часовня им. Григория Ечина. Именно здесь 1 апреля 1992 года вероломно вошедшее в город в сопровождении двух бронетранспортеров подразделение ОПОН Молдовы расстреляло микроавтобус с сотрудниками милиции, автобус с возвращавшимися со смены рабочими хлопкопрядильной фабрики, а также прибывших на помощь гвардейцев и ополченцев. В результате кровавой диверсии тогда погибли семь человек. Капитан милиции Григорий Ечин, несмотря на тяжелое ранение (впоследствии смертельное), руководил спасением людей. Также тогда погибли подполковник республиканской гвардии Виктор Таранов, ополченцы опытно-экспериментального ремонтного завода старший сержант Сергей Бобуек и сержант Александр Барбакарь, старшие сержанты милиции Игорь Грек и Анатолий Петров, сотрудница хлопкопрядильной фабрики Елена Спрынчан.
Хорошо знает историю Великой Отечественной войны, равно как и приднестровскую, воспитанник Тираспольского Суворовского военного училища Денис Ечин. Он по праву гордится прадедом и дедом – доблестными воинами Отечества. Его отец служит в Вооружённых силах ПМР, продолжая военную династию и воспитывая в традициях ратного дела сына.
Денис поступил в Тираспольское Суворовское военное училище в 2017 году. «Родители не давили на меня, дали время по-думать и решить самостоятельно, хочу ли я связать свою жизнь с военным делом, – рассказывает суворовец. – От школы Суворовское училище отличается большей дисциплиной, полевыми выходами, подготовкой к парадам. Хочу продолжить династию, после окончания училища поступить в военный институт министерства обороны».
Более всего ему запомнились марш-броски «Дорогами Победы», а также участие в военных парадах, посвящённых Дню Республики и Дню Великой Победы. Кроме того, Денис увлекается географией и историей, одно из самых интересных для него событий Великой Отечественной войны – Курская битва.
«Для меня День защитника Отечества связан с гордостью за всех защитников нашей Родины, за родственников», – говорит суворовец. – Я чувствую, что продолжаю большое и важное дело семьи».
Тяжело в учении – легко в бою. В праздничный день хочется пожелать, чтобы этот афоризм, авторство которого принадлежит Александру Суворову, оставался не более чем афоризмом. Несмотря на то, что мы живём в относительно мирное время, наша земля нуждается в защитниках, и отрадно, что молодые ребята понимают это умом и чувствуют сердцем.
Андрей ПАВЛЕНКО.
Фото Виктора Громова.