Домой Общество Мы сделали свой выбор

Мы сделали свой выбор

0

Тридцать лет назад в жизни Приднестровской республики произошло событие, которое стало точкой водораздела между прошлым и будущим. 19 сентября 1991 года на центральной площади Рыбницы личный состав Рыбницкого ОВД под руководством начальника отдела Ивана Васильевича Фучеджи принял присягу на верность приднестровскому народу.


Они были первыми, мужественные рыбницкие милиционеры, ставшие примером для остальных городских и районных отделов милиции. А что послужило причиной этого события, нашему корреспонденту рассказал очевидец и непосредственный участник событий, генерал-майор, советник министра МВД ПМР, председатель РОО «Ветераны органов внутренних дел Приднестровья» Иван Фучеджи.

Местом встречи вовсе не случайно был выбран музей Рыбницкого ОВД, где на стендах и витринах в фотографиях, документах и других экспонатах запечатлена вся история отдела. И атмосфера экспозиционного зала настраивала на откровенный разговор о событиях не такого уж далекого прошлого.

– Иван Васильевич, мы незаметно подошли к важной и не до конца оцененной дате – тридцатилетию перехода Рыбницкого отдела внутренних дел под юрисдикцию Приднестровья. Хочется услышать ваше мнение, как бы вы охарактеризовали то время?

– Кто-то называет его тревожным, кто-то – суровым. Но мне кажется, лучше всего к тем событиям подошел бы эпитет «неопределенное». Никто точно не знал, как жить и поступать дальше. Поэтому это, скорее всего, было время неопределенности. И нам пришлось решать, в какую сторону двигаться.

– Тридцать лет назад вы взяли на себя громадную ответственность и приняли самостоятельное решение, которое оказало влияние на ход дальнейших событий. Вы со всем личным составом вышли на площадь, чтобы принести присягу приднестровскому народу и молодой республике. В тех условиях это было настоящим гражданским подвигом, ведь никто не знал, как сложится ситуация дальше. А вы – человек с успешной карьерой, благополучной биографией – решились на столь рискованный шаг, который мог повлечь за собой непредсказуемые последствия. Какие события повлияли на ваши убеждения?

– Моя служебная биография связана с Рыбницей еще с 1985 года. Именно тогда получил назначение на пост начальника Рыбницкого ОВД. За несколько лет успел хорошо узнать коллектив, понять и разобраться в текущих делах, наладить стабильную работу. А еще – полюбить этот город. В то время мы не только занимались охраной общественного порядка, но и несли службу непосредственно на ведущих предприятиях. Однако в конце восьмидесятых ситуация в республике стала накаляться, вирус национализма активно внедрялся и насаждался в сознание молдавского народа, особенно молодежи. По республике прокатились митинги, а министерство внутренних дел подверглось нападению хулиганствующих националистов. Министр уехал из Кишинева, а на его место назначили Косташа – одного из инициаторов силового «укрощения» Приднестровья. Косташ требовал, чтобы с ним подчиненные разговаривали только на государственном языке, который он и сам-то толком не знал… На начальников отделов внутренних дел Левобережья оказывали сильнейшее давление. Были и угрозы, и шантаж. Нам приказывали подчиниться молдавским законам и вывесить молдавский триколор над зданием ОВД. После принятия закона о языках ситуация обострилась. Молдова все дальше и дальше уходила из-под влияния Москвы, зато влияние Румынии было очевидно. Стало понятно, что «нетитульным» национальностям уготована участь людей второго сорта. Было еще немало эпизодов, которые подталкивали к мысли: вместе нам не по пути.

– Скажите, пожалуйста, получали ли вы указания или рекомендации из Тирасполя, в частности от Игоря Смирнова, по поводу перехода рыбницкой милиции под юрисдикцию Приднестровья?

– Нет, такого не было. Игорь Николаевич интересовался ситуацией в Рыбнице, мы советовались по разным вопросам, чтобы обеспечить в городе порядок и безопасность для граждан, но никакого давления по поводу перехода под юрисдикцию ПМР не было. Мы нашли горячую поддержку в этом вопросе у руководства города и городского ОСТК, которые помогли в организации церемонии присяги, и с текстом присяги тоже помогли.

– Были среди рыбницких милиционеров те, кто не принял вашу позицию?

– Накануне, 18 сентября, в актовом зале ОВД прошло собрание, на котором каждый мог высказать свое мнение: переходить под юрисдикцию ПМР или остаться под началом МВД Молдовы? Абсолютное большинство сотрудников милиции определилось сразу. Из 338 сотрудников личного состава только 30 человек не захотели принимать присягу, и у каждого была своя причина. Мы их отпустили – без упреков и оскорблений. Это их выбор. Зато остальные перешли в новый статус совершенно осознанно, и принятие присяги, которое состоялось на следующий день на центральной площади города, прошло в торжественной обстановке. И день был яркий, солнечный, как по заказу, и атмосфера радостная: милиция – со своим народом! Были на площади и представители ОСТК, и городские власти, и, конечно, родные только что присягнувших на верность народу Приднестровья милиционеров. Стало ясно: период неопределенности прошел. Мы сделали свой выбор. А над зданием ОВД, как и других учреждений, до сих пор гордо реет красно-зеленый флаг ПМР. Этот день считается днем создания Рыбницкого ОВД.

С тех пор прошло три десятка лет. Мы помним, как по примеру Рыбницкого ОВД присягу народу Приднестровья приняли милиционеры Каменки, Тирасполя, Дубоссар, других районов нашей республики. Но мы были первыми. И хоть прошло много лет, за эти годы я ни минуты не сомневался в правильности принятого мною и личным составом Рыбницкого ОВД решения.  Нет большего счастья, чем служение своему народу и своей республике.


Дина Листюгина.

На снимке: (слева направо) ветераны Рыбницкого ОВД П.Дорош, В.Влага, М.Бабич, Н.Фрунзе. В центре – генерал-майор И.Фучеджи.

Фото из музея Рыбницкого ОВД.

Exit mobile version