Если говорить о медработниках, которые первыми встали на борьбу с коварным вирусом, то начать нужно с врача Виталия Васильевича Цуркана. Именно на него в апреле 2020 года была возложена ответственная миссия – возглавить госпитальное отделение 2-го уровня, которое открылось при Рыбницкой ЦРБ.
Госпиталь 2-го уровня – это самая опасная, «красная зона», где лечат больных с уже подтверждённым заболеванием в острой стадии.
И это было трудное испытание на профессионализм и ответственность – не только организовать грамотное лечение нового, неведомого, и от этого ещё более коварного заболевания, но уберечь медперсонал от заражения коронавирусом. Кстати, Рыбница – это, пожалуй, чуть ли не единственный город, где не зарегистрировано ни одного случая заражения медработников. Случайность? «Нет, – отвечает Виталий Цуркан. – Ответственное отношение к своему здоровью. Хотя медработникам COVID-госпиталя приходилось работать в «красной зоне» сутками…».
Чувство ответственности, умение достигать поставленной цели, постоянное стремление к совершенству – эти черты характера у Виталия Цуркана проявлялись с детства. Родился и вырос он в селе Плоть Рыбницкого района. Там же и окончил школу – с золотой медалью. При поступлении сдал на пятёрку химию и был как золотой медалист зачислен на медицинский факультет ПГУ. И в университете Виталий был отличником. Так уж у него повелось с детства: если взялся за дело, выполняй его с полной отдачей, с полной выкладкой сил и знаний. И даже в самых трудных случаях он не боялся брать на себя ответственность. Уже с четвёртого курса Виталий начал работать в отделении травматологии, поликлинике и даже дежурил в ночную смену в отделении неотложной помощи. Так что к моменту получения диплома у молодого специалиста была уже солидная практика.
В 2010 году Виталия Васильевича назначили заведующим отделением амбулаторной хирургии, хоть ему ещё не было и тридцати. В этой должности он проработал до апреля 2020 года и зарекомендовал себя с лучшей стороны.
Весна 2020 года принесла коронавирус и проблемы с организацией лечения больных людей. В Рыбнице пришлось открыть госпиталь 2-го уровня, который принимал COVID-больных из северной зоны республики. Когда пришло время выбирать, кому поручить руководство этим учреждением, остановились на Виталии Цуркане.
– Страшно было? Ведь был риск заболеть – таких примеров множество!
– Нет, не страшно. Я понимал, что в данном случае строжайшее выполнение мер безопасности для медработников – задача не менее важная, чем выполнение служебных обязанностей. Спасибо нашим швейникам – для нас пошили удобные комбинезоны, у всех медработников были и современные медицинские повязки, и защитные очки, и перчатки. Все средства защиты снимали только к концу смены. Дисциплина была строжайшая! Зато за время работы рыбницкого госпиталя ни один из медработников не заболел. И это тот уникальный случай, который мог бы стать примером для других лечебных учреждений. Значит, всё мы делали правильно.
– Лечение COVID-больных – дело новое и непростое. А ведь к вам поступали больные, отягощённые рядом других заболеваний – гипертонией, диабетом и т.д.
– Каждому больному был обеспечен комплекс лечебных мероприятий с учётом сопутствующих заболеваний, каждый больной был окружён вниманием и заботой. Когда меня спрашивают, кого из медработников можно отметить как самого лучшего, я отвечаю: каждый из тех, кто работал в COVID-госпитале, заслуживает самых добрых слов. А самая большая радость для всех – это когда очередного нашего пациента выписывали из госпиталя, здорового и счастливого.
– Что было самым трудным во время работы в госпитале? Ведь медработники не выходили за его пределы месяцами. Как вы жили, чем питались, где восстанавливали силы?
– Вы знаете, мы перестали обращать внимания на время суток. Больные, а иногда и несколько больных одновременно, могли поступить в госпиталь в любое время суток. И мы готовы были их принять и оказать всю необходимую помощь хоть днём, хоть в полночь. Что касается отдыха – его организовали с большим вниманием и заботой о медработниках. Мы отдыхали в профилактории металлургического завода, который расположен в непосредственной близости от госпиталя. Там были и душевые, и комфортабельные номера, и отличное питание. А самым трудным для меня была разлука с семьёй – женой Ольгой (она, кстати, тоже врач) и тремя детьми. Конечно, мы пользовались видеосвязью, но никакая видеосвязь не заменит общения с близкими людьми, которых можно обнять, поцеловать, посмотреть в родные глаза… Поэтому встреча с близкими после такой длительной рабочей смены, окончания работы в госпитале была очень тёплой и радостной. Сейчас я вернулся к прежней деятельности и работаю заведующим отделением амбулаторной хирургии, а после рабочей смены возвращаюсь домой, к жене, к детям. Это счастье!
– Я знаю, что вас, как и многих работников госпиталя наградили медалью «За спасение жизни», с этим и поздравляю. Что значит для вас эта награда?
– Конечно, приятно. Очень важно уделять должное внимание всем медработникам, по достоинству оценивать их труд как с моральной, так и с материальной точки зрения. От врачей ждут чуда, и мы дарим это чудо нашим больным, возвращая им здоровье.
А с тем, что здоровье – главное богатство человека, думаю, никто спорить не будет.
Дина Листюгина, г. Рыбница.
Фото из семейного архива В. Цуркана.