Домой Твои люди, Приднестровье Нас таких, сельских, много

Нас таких, сельских, много

0

В редакцию позвонила наша постоянная читательница Анна Николаевна Лупашко и попросила записать историю своей жизни.

Говорила о том, что сегодня в государстве много внимания уделяют жизни людей, благоустройству городов, воспитанию молодежи. Что в Приднестровье много талантливых, способных людей. И что немало среди них выходцев из сел. Приводила самые разные наглядные примеры и рассказала свою историю жизни, которая может послужить для сельских мальчишек и девчонок хорошей мотивацией двигаться вперед, добиваться поставленных целей, расти и превращаться в редких специалистов. Вот эта история…

«Начну с моего детства. Родилась я в селе Глиное. Когда меня удочерила семья Крошмаля Николая Сергеевича, мне было шесть с половиной лет. Приемный папа составил мне на листе алфавит и повесил на стене над кроватью, чтобы я учила. Сам он был неграмотным, но понимал, что образование необходимо. А потом пошел в школу и попросил, чтобы меня приняли в первый класс, хотя тогда брали с 8 лет. И меня приняли. И мне было там все интересно: математика, письмо. Позже – химия, физика… Вот дают на дом задание, я выполню его и смотрю, что же в учебнике будет дальше. Перешла я в 7-й класс, но началась война. И только в 1944 году смогла продолжить учебу, окончила школу. Папа устроил меня на винзавод счетоводом. Так я и работала бы, но однажды к нам приехал представитель от училища виноделия из Кишинева, чтобы набирать абитуриентов. Я очень хотела ехать учиться в Кишинев. Подошла к председателю сельсовета и попросила замолвить слово отцу, чтобы они с мамой отпустили меня. Папа работал председателем колхоза «1 Мая». А мама как жена председателя колхоза 6 дней в неделю ходила на работу, показывала пример другим женщинам. Я же была для нее правой рукой, помощницей первой. Дома было много живности: и куры, и утки, и поросята, корова. Я должна была их кормить, убирать за ними. К тому же мама оставляла мне каждый день задание – кусок земли, который я должна была прополоть. И хоть она не поддержала моего желания продолжать обучение, отец настоял, чтобы я ехала. И к 1 сентября я отправилась в Кишинёв, поступила. А в 1950 году окончила училище. Училась с большим удовольствием. Только не очень получалось у меня с девочками дружить. Времени на разговоры и на романы у меня не было. А вот с одним парнем из Горловки, что под Донбассом, я подружилась. Он помогал мне с физикой и другими предметами. После лекций мы шли в столовую, а потом заниматься. Он был очень толковым и ответственным. Такая дружба мне подходила.

Но вышла замуж я за другого парня. И супругу предложили место работы в Бельцах, Кишиневе или Тирасполе. Конечно, я выбрала Тирасполь, потому что он был ближе к дому. Так мы приехали в этот, теперь уже наш, город. Работу найти тогда было непросто. Я нашла место на кооперативном предприятии, которое производило хлеб, конфеты, колбасы, соленья, газовую воду, вино. Устроилась лаборантом. Создала там пищевую лабораторию по контролю качества производимых ими продуктов. Хотя я сама винодел. Тем не менее приобретала нужную мне литературу, все для лаборатории: химические вещества, весы, посуду… Но потом другое предприятие, связанное с виноделием, пригласило меня на работу. Я и там создала свою лабораторию. И снова закупали пробирки,и все-все необходимое. Но однажды один из инспекторов по качеству из министерства торговли сказал мне: «Аня, поступила бы ты в Одесский институт пищевой и холодильной промышленности. У тебя будет профиль шире, знаний больше». В то время у нас в семье произошла трагедия: погибла наша дочка Валенька. И я была совершенно потеряна. Чтобы как-то выжить, решила занять себя с головой. Ходила сначала на подготовительные курсы в Тираспольский пед-институт. После работы шла домой, переодевалась и бежала на занятия. А потом-таки поступила в Одессу на факультет консервирования. И вот мое обучение там уже подходило к концу, оставалась защита дипломного проекта. Я очень переживала: у меня было 12 больших ватмановских листов, на которых теоретически мной был построен завод пищевой промышленности. И вот зашла я в зал, смотрю, как же много народу! И студенты, и комиссия. Но я взяла себя в руки и отчиталась. Поверьте, я правду говорю: тогда руководитель моей дипломной работы, уважаемый пожилой профессор, при всем честном народе поцеловал меня в левую щеку за мой успех! Этот поцелуй я до сих пор храню в своей памяти.

После окончания Одесского института я устроилась работать в наш пединститут. Там создала микробиологическую лабораторию. Институт приобрел оборудование, микроскопы и препараты. Мы с мужем облицевали все плиткой. Немало я там проработала. Потом была лаборатория государственного надзора, где меня очень хорошо приняли. А после судьба связала меня с Тираспольским винно-коньячным заводом «Квинт», где помимо прочих обязанностей отвечала за организацию труда. Ввела ряд изменений, позволивших сотрудникам работать эффективнее. Наш завод после таких преобразований вошел в ряд передовых по всему Союзу. И министр винодельческой промышленности СССР, приехав в Кишинев, очень хорошо отзывался о нашем заводе, отдельно говорил о грамотной организации труда. После чего мы стали проводить семинары, на которые приезжали представители из Узбекистана, России, Белоруссии, чтобы ознакомиться с нашим опытом. И по сей день мой портрет висит в музее завода.

Конечно, на всех местах работы, как у многих, возникали определенные сложности: приходилось где-то ломать старую систему, где-то встречаться с сопротивлением, где-то отстаивать свое. Постоянно учиться, постоянно приобретать нужную для этого литературу, перенимать опыт других специалистов и даже стран. Когда уходила на пенсию, меня не хотели отпускать. Вот такая долгая и интересная трудовая жизнь… Но и, выйдя на пенсию, продолжала трудиться, не могла сидеть без дела. Работала в горсобесе, занималась вопросами одиноких пенсионеров. Затем была назначена заместителем председателя социально-бытовой комиссии совета ветеранов. Почти 30 лет проработала там. Ни одной жалобы не поступило в адрес нашего совета ветеранов. Все просьбы, которые поступали к нам, были удовлетворены, потому что мы всегда ссылались на закон. Я это все к чему рассказываю? Я, сельская жительница, получила высшее образование и всюду добивалась результата. И нас таких, сельских, много. Обучение ребят из сел – очень важная задача, среди них много способных, талантливых. Также немало среди моих знакомых, друзей сирот, которые стали достойными людьми. Им нужно немного – ласка, доброе отношение и помощь в получении образования. Полученное мной образование помогало мне всю жизнь. Я работала по профессии, совершенствовалась. А свое село я любила и люблю до сих пор. Там могилы моих родителей, моих прародителей, там моя дочка похоронена. Там прошли мои детство, юность. Там стоит церковь, в которой служит отец Илья, я его поддерживаю как могу. Там мои друзья, там моя первая любовь. Там я научилась трудиться, любить, верить. Связь у меня с моим селом большая. И пока мое сердце бьется, она не прервется».

Записала Мила ИВАНОВА.

Фото автора.

Exit mobile version