Из моего пограничного прошлого есть одна, на мой взгляд, очень интересная история. Считаю этот случай забавным и достойным внимания. А растущий с каждым годом интерес к событиям в Афганистане при вводе туда советских войск заставил меня поделиться воспоминаниями. О тех далёких событиях есть множество информации различного толка, но, как правило, большинство из них носят трагический характер.
Мой же рассказ, напротив, совершенно другой окраски – мирной. Возможно, он заставит читателя улыбнуться и получше понять, с кем мы имели дело на той, до сих вызывающей споры, войне.
Поступил приказ перейти границу. Техника переправилась на ту сторону через реку вброд, а бойцы – по зыбкому, качающемуся из стороны в сторону мостику. Минута – и мы в чужой стране. Что будет дальше – неизвестно. Наше дело – выполнять приказ и поставленные задачи.
Весна. Всё цветёт, звенит и благоухает. Какие горы! Верхушки ослепительно белоснежные. Подножия ярко-красные от цветущих диких тюльпанов. Интересные такие, на маленькой ножке с крошечной головкой. Растут густо и как-то неожиданно среди сплошных камней. Средняя часть гор зеленая от трав, и чем выше к вершинам, тем цвет бледнее, переходящий в желто-серый, осенний. Таким образом, по мере восхождения наверх наблюдаются четыре времени года.
События только начинали развиваться, и местное население относилось к нам не враждебно, а с осторожным интересом. Все для них было в диковинку. Ну это и понятно. Сравнить наш уровень жизни и их. Северные провинции Афганистана труднодоступные, а значит не развиты. Время там замерло на века. Нет ничего: ни школ, ни дорог, ни электричества, ни медицинского обслуживания. Ну ничего! Каменный век! Смертность высокая, и голод не редкость. А тут гуманитарная помощь с нашей стороны. При той-то нищете у них! В свою очередь, мы не переставали удивляться, наблюдая эту колоссальную разницу в уровне развития между нами.
Наблюдали за всем этим, и у наших политработников возникла идея показать афганцам фильм. Поразить их, так сказать, «насмерть». Тем более, такая возможность была вполне осуществима. Привезли на заставу художественный фильм «Освобождение» о Великой Отечественной войне. Посмотрели его, а на другой день отправили на ту сторону в Нусай нашего киномеханика Петра Рахнянского с задачей прокрутить фильм афганцам. Натянули между тополями веревки, а на них – белое полотно, установили кинопроектор. Подключили электрогенератор, работающий на бензине. Все готово. Ждём темноты. Пришли все жители кишлака и стар, и мал. Кроме женщин, которым нельзя: их удел – быть дома.
Стемнело. Застрекотал движок кинопроектора. Все затихли. Засветился экран. Начался фильм. До поры до времени сидели молча, потрясённые увиденным. И всё бы ничего, но тут на весь экран появились…танки! Ревут и едут прямо на них! Вот-вот задавят! Да еще при этом слышится пальба и оглушительные взрывы. Что тут началось! Дикий ужас охватил кинозрителей. Крик, шум, вопли, паника! Одни рванули в горы, будто ветром сдуло, другие бьются головой об землю, молятся. Третьи с перепугу потеряли дар речи и способность передвигаться. Стоят, трясутся, закрыв глаза. Прощаются с жизнью, пригибаются при взрывах. Это, видимо, чтобы осколки в них не попали. Фильм идёт. Звуки выстрелов разносятся далеко по ущелью. Собрать афганцев невозможно. Все попрятались кто куда.
А мы что? Да мы ничего, просто умирали со смеху! Потом успокоились, досмотрели фильм. Те немногие, что остались с нами, то и дело вставали с земли и заглядывали за полотно. Видели бы вы их лица! В них страх, недоумение, растерянность и любопытство. Как жить с этим завтра?!
Вот, собственно, и всё, что я и хотел рассказать. Не знаю, удалось ли мне раскрыть картину. История, конечно же, помнит самый первый показ кинематографической ленты с движущимся на экране паровозом, и как зрители в панике, опрокидывая стулья, сбивая друг друга с ног, кинулись вон из зала. Но то одно, и совсем другое подобное увидеть своими глазами. Вот так, вживую!
А в прошлом году я ездил в украинский город Умань на встречу с однополчанами в честь 30-летия вывода войск из Афганистана, и мне посчастливилось встретиться с бывшим сослуживцем киномехаником Петром. Поговорили, посмеялись. У него, как и у меня, остались самые яркие воспоминания об этой истории.
И знаете, о чем я сейчас подумал? Об афганцах, которые пришли посмотреть фильм. Ведь они где-то есть и тоже помнят. Особенно те, вчерашние «бачата», по-нашему, значит, мальчишки, теперешние взрослые люди.
Владимир ДЕНИСЕНКО.
Фото автора.