Кто не знает в Дубоссарах Владимира Карповича Зайчука! Вчера ему исполнилось 93 года, но не дашь ему этих лет! А его феноменальной памяти позавидует и молодой. Он по-прежнему, как говорится, в строю, принимает участие во многих общественных мероприятиях, всегда в курсе всех происходящих в республике и в мире событий.
Вот и на днях он пригласил меня к себе домой, чтобы рассказать о том, что волнует его сегодня, о тех великих исторических событиях, свидетелем и непосредственным участником которых он был, и о том, что предшествовало созданию нашей республики.
Несколько слов о нашем ветеране. Владимир Карпович родился 23 сентября 1927 года в селе Магала Дубоссарского района, его родители были учителями. В Красную Армию призван в декабре 1944 года и распределен в 26-й учебный стрелковый полк в Николаеве. В марте 1945 года в звании младшего сержанта направлен в 286-ю стрелковую дивизию, которой командовал знаменитый «дядя Вася», Василий Филиппович Маргелов. И служил он потом до 1951 года. Всех, кто в годы войны находился в армии более 4-х месяцев, приравняли к участникам Великой Отечественной войны.
Владимир Карпович говорит, что все происходящее он хорошо помнит с восьми лет. Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика была создана в 1924 году, и ко времени, когда он пошёл в школу, жизнь на левом берегу Днестра с каждым годом становилась значительно лучше, чем на правобережье, которое входило в состав Румынии.
Владимир Карпович рассказывает:
– Укреплялись колхозы, в селах Магала и Коржево, входящих в один сельсовет, где в местных школах работали папа и мама, тогда были колхозы «Красный Октябрь» и «13 лет Октября». Колхоз «13 лет Октября» со временем стал богатым, участвовал во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства, и его председатель Котляр получил в награду машину М-1. А еще в этом колхозе был замечательный духовой оркестр при Доме культуры, который располагался на территории нынешнего парка Энергетиков. Тогда еще не была построена Дубоссарская ГЭС, правый берег был отчётливо виден, и жители прибрежных правобережных сел по воскресеньям собирались и смотрели выступления наших артистов.
В 1940 году советские войска без единого выстрела освободили Бессарабию, и так была создана МССР. Я сам видел, как на машинах-полуторках наши солдаты и офицеры ехали на правый берег, а румыны спешно покидали территорию, и волы тащили их пушки.
В Дубоссарах не было ни одного магазина, и вместе с друзьями зимой 1943 года мы по льду перешли Днестр, чтобы в правобережном селе Устье купить соли и спичек. Нас остановил румынский пограничник и обвинил в нарушении государственной границы. Повел на заставу, бил прикладом по голове. Начальник заставы, выслушав объяснения, велел взять у нас деньги и послал адъютанта купить нам соли и спичек. Угостил нас пирогами, долго убеждал, мол, мы не коммунисты, мы очень хорошие и создадим вам достойную жизнь. Потом нас повели обратно и также били прикладами. Вот такой метод кнута и пряника был у врагов.
Помню, как румынским оккупантам очень понравились виноградники в селе Дзержинское. Они забрали около пятидесяти подростков и юношей, в числе которых был и я, на их обработку, дали в руки мотыги и заставляли работать. Кормили фасолью и мамалыгой, спали мы на голом полу. С друзьями бежал. Нашли, нещадно били…
Никогда не забуду расстрелы евреев, которые велись в сентябре 1941 года. Мы, мальчишки, видели, как падали в ямы окровавленные люди, а мобилизованных дубоссарцев заставляли вилами спихивать еще живых во рвы. Наш сосед, Семен Смоквин, которого заставили тоже выполнять это, через три дня умер, не выдержав такого кошмара.
Ну а после освобождения Дубоссар я был призван и служил в разных воинских частях по 1951 год. И хочу отметить, что исторически так сложилось, что за исключением времен СССР, когда Советская Молдавия стала одной из самых развитых братских республик, Приднестровье не имело никакого отношения к Бессарабии. Это доказано исторически. Ведь с конца XVIII века Российская Империя вела заселение нашего региона для защиты юго-западной границы. И жили здесь восточные славяне и представители других национальностей.
Я думаю, что любое государство имеет ту территорию, которая ему исторически принадлежит, а территория нашей республики принадлежит России. И сколько препон постоянно устраивает нам Молдова, все мы это прекрасно знаем. Я считаю, что никогда Приднестровье не будет с Молдовой. И весь тридцатилетний путь, проделанный нами, доказывает правильность нашего общего выбора!
Инна Влада, г. Дубоссары.
Фото: www.dubossary.ru