Домой Культура На перекрестке себя поджидал я…

На перекрестке себя поджидал я…

0

Туманное утро, и девушка с ребенком шагают, видно, в детский сад, прямо над знаком «4,8 м», который, как известно, висит на неизменных наших трубах. А впереди высится  многоэтажка, а под ногами хрустит выпавший этой ночью снег. Но что это, откуда это воспоминание? Это воспоминание пришло к нам с фотографии – одной из пятидесяти, представленной на фотовыставке с многозначным названием «Пролог» за авторством фотохудожника Николая Феча.

 

Пролог – это всегда некие рассуждения о грядущем повествовании, предчувствия автора о прошлом и будущем. Своим «прологом» делится с нами и художник – автор выставки, но он дает возможность смотрящему на фотографию самому «предчувствовать», ощутить что-то личное. «Это природа, пропущенная сквозь душу», – говорит о своей выставке Николай Феч, и действительно, чтобы понять смысл каждого его фото, нужно пропустить остановленное автором мгновение через сито своих воспоминаний.

Несомненно, читатели газеты «Приднестровье» знают Николая как автора замечательных очерков об истории нашего края, публикаций о семейных историях и традициях, путевых заметок по мотивам путешествий по Приднестровью. На выставке же представлен взгляд его не как журналиста, но как обычного человека, который ощущает что-то неподдельно свое, когда смотрит на тираспольский паром или туманный в опавших листьях парк. Как отметил сам Николай, это работы «с мистическим оттенком». Важно также, что фотохудожник ни одному своему произведению не давал названий: пожалуй, зритель сам почувствует, как для себя назвать увиденный пейзаж или натюрморт. Это – «место для выбора».

Однако обо всем по порядку. Захожу на выставку «Пролог», которая проходит в мемориальном Доме-музее академика Н.Д. Зелинского, и в глаза сразу же бросается, что все фотографии – черно-белые! Естественно, это создает особую атмосферу: осени, задумчивости и тишины, которую приятно слушать. От фотографий Николая прямо-таки веет тишиной ноябрьского туманного утра. А утра ли? Да, именно этого периода дня, когда не поймешь, светает или темнеет. Это время поздней осени, межсезонья, пограничного состояния природы и души. Одна лишь фотография на выставке выполнена не в ЧБ: на ней сквозь очертания постройки и горизонт пробиваются золотые блики солнца. Мое личное восприятие этой фотографии, возможно, отличается от авторского. Я увидел в ней лучи рассвета, которые нельзя было бы изобразить на черно-белой фотографии. Эта работа приоткрывает ключ к пониманию всей выставки «Пролог»: возможно увидеть зарю в ненастный день, так же, как и возможно увидеть чудо в обыденном.

Каждая фотография вызывает массу мыслей, и непросто отвлечься от них и перейти к следующей. Впрочем, вот и открытие выставки, на которое собралось немало любителей визуального искусства и «коллег по цеху» – фотографов со стажем из союза фотохудожников Приднестровья. «Он видит необычное в том, что нами принято считать затертым, – рассказывает об авторе выставки Александр Паламарь, глава союза фотохудожников. – И мы в наших творческих экспедициях иногда подтруниваем над Николаем: если кто-то снимает нечто яркое, то он ищет интересное в том, что сложно заметить». От себя добавлю, что я бы назвал этот жанр, в котором работает Николай, «бытовым космосом» с экзистенциальной примесью.

Поделился своими ощущениями от фотовыставки и редактор нашей газеты Владимир Коваль: «Придя сюда и увидев фотографии Николая, я увидел его, если не настоящего, то другого. Человека, который, будучи историком и рабом точных цифр, фактов, здесь он, наверное, тот, что не всегда нам открывается. Мне с точки зрения простого зрителя фотоработы очень интересны. Возле каждой фотографии можно долго стоять, о чем-то думать, вспоминать».

«Не ожидала, что получится такая многослойная выставка, – прокомментировала «Пролог» директор Тираспольского объединенного музея Алла Мельничук. – Немного удивляет, что в таком молодом человеке такое взрослое, сумеречное, задумчивое состояние». Сам же фотохудожник представленные работы связывает с глубинными течениями собственной души, своих воспоминаний. Он, как это водится, когда автору дают слово на собственной выставке, поблагодарил старших коллег-фотохудожников, оказавших на него определенное влияние, сказал «спасибо» за поддержку жене (они с супругой в день открытия выставки праздновали еще и 9-летие свадьбы), и, конечно же, маме с папой, благодаря которым он появился на свет (а свет для каждого фотографа, как отметил Николай, очень важен). «Хочу сказать несколько слов об отце, – продолжил рассказ Николай Феч. – Он сыграл важную роль в становлении меня как фотографа тем, что никогда не участвовал в становлении меня как фотографа, никогда не диктовал мне, что и как снимать. Однажды, когда мы с папой шли напротив дачных участков по мосту, он сказал мне: «Смотри, наш пляж имеет форму линзы». Это маленькое открытие меня просто потрясло, и я понял, что чувствую свою схожесть с отцом. Не знаю, понравилась бы ему моя выставка или нет, но, безусловно, без него не было бы и меня».

Фотоработы Николая не сложны для понимания, но каждая имеет массу прочтений. Если мы говорим о натюрморте, то автор изображает использованную консервную банку в ансамбле с яичной скорлупой и кожурой от лука. Пустой пластиковый стакан, стойко и гордо стоящий на набережной и весь покрытый капельками от влажного воздуха. Бутылку из-под «Букета Молдавии», которая будто бы сама себя стесняется и, прислонившись к стене, старается быть как можно более незаметной на фоне нашей бегущей жизни. Все эти предметы, как будто бы отработанные и не имеющие теперь своей ценности, в видении автора получают «новую жизнь», еще один шанс стать нужным, в этот раз на философском уровне.

В пейзажах циклов «Набережная» и «Огороды» (даже в самом названии – «огороженность» от мирской суеты) переходное, пограничное состояние осени усиливается символически: на фотографиях много оград, дорожек и тропинок, лестниц, ворот, столбов. Мы явно видим путь, но путь, как в тумане, дорожку в неизвестное.

Почти все фотографии сделаны были Николаем в Тирасполе и на его окраинах (кроме выделяющейся статуи Девы Марии, которую он сфотографировал по дороге в Старый Орхей). Особенные чувства вызвали у меня фото перекрестков, углов улиц. Казалось бы, автор запечатлел всего лишь перекресток около «Орхидеи», так хорошо известный каждому тираспольчанину, но что вспомнит каждый из нас, когда увидит этот перекресток? Совершенно разное, ведь чужая душа – потемки! В связи с этим я бы хотел привести стихотворение французского поэта-сюрреалиста Раймона Кено, атмосфера которого мне напоминает некоторые работы с выставки «Пролог»:

На перекрестке себя поджидал я,

Чтобы себя самого напугать.

И в самом деле, когда увидал я

Себя, то отпрянул в ужасе вспять.

И ведь немного прошел я вроде,

Меньше квартала всего-то пути;

Так круглый год, при любой погоде

Можно себе развлеченье найти.

Но ведь это только мое ощущение, а каковое будет ваше?!

Человек на фотографиях Николая Феча – отнюдь не главный герой, но неотъемлемая часть момента. Это может быть мужчина на велосипеде, который едет по осенней слякотной дороге, люди на тираспольском пароме, степенно ожидающие медленной переправы через Днестр, простые прохожие, держащие свой путь на работу или с работы. Люди на этих снимках не случайны – без них не случилось бы данного настроения, данной атмосферы, данной секунды, запечатленной в вечности. И несмотря на то, что фотографии черно-белые, люди у фотохудожника выходят очень гармоничными, они будто бы продолжают изображенный пейзаж.

Тишину Николай передал в своем «Прологе» замечательно. Все как-то дышит этой тишиной, которой нам подчас не хватает на шумной и многолюдной улице. Если на фотоснимке запечатлен парк, то он снят в туманное время, в тот момент, когда он пуст, и детские карусели с горками по-своему, пока никто не видит, ведут собственную жизнь. Торжественна даже баскетбольная площадка, покрытая ранним снегом: сейчас на ней, вестимо, никто не станет играть в мяч, и только бездомный пес в поисках чего-то своего личного пробегает мимо.

Молчалива и тишинна тираспольская набережная, которая будто бы выглядит еще не проснувшейся, когда идешь по ней и с разлетающимися в стороны мыслями смотришь на воду Днестра, где отражается день. От фотопейзажей веет спокойствием и гармонией, они отправляют зрителя на окраины воспоминаний, связанных с тем или иным местом: набережную, городскую улочку, парк… В природе, пропущенной сквозь душу, нам дается возможность найти себя, свое место в этом пейзаже. Безусловно, я нашел в этой выставке много поэтических символов. Понравилось трепетное отношение автора к детали: впрочем, простых любителей фотографии привлечет символический план, а фотографы-профессионалы заметят что-то иное.

Я не удержусь от банальности и все-таки скажу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Это касается и выставки «Пролог» Николая Феча: она открылась 24 ноября и продлится в музее Зелинского до 9 января 2017 года. А мы надеемся, что «Прологом» все не окончится, и автор продолжит свой фотороман новыми главами.

 

АНДРЕЙ ПАВЛЕНКО.

Exit mobile version