Знаете ли вы, что гениальный музыкант чуть не побывал в наших краях? Чуть-чуть не считается, но что было, то было. История эта связана с русским послом в Вене и «одесским» герцогом Арманом Эммануэлем дю Плесси Ришельё, начинавшим русскую службу в Бендерской крепости.
Разные приднестровские краеведы дают разные версии истории, я перескажу вариант Виктора Кучеренко. Напомним о личности Ришельё – он был прапраправнучатым племянником знаменитого кардинала Ришельё – всесильного первого министра короля Людовика XIII, известного по «Трем мушкетерам». В Вене 10 сентября 1790 года Ришельё узнал военную тайну о скором штурме Измаила. Решение было принято незамедлительно. Ставка фельдмаршала Григория Потёмкина находилась в Бендерах, куда и понесся Ришельё, преодолев немалый путь всего за девять дней.
Ришельё застал Потёмкина в большом доме, недавно принадлежавшем турецкому паше. Не дворец (в Бендерах их в тот момент просто не могло быть), но даже людей, выросших при версальском дворе, ставка Потёмкина немало удивила. При нем жили 600 человек прислуги, 200 певчих и музыкантов, драматическая труппа, балет и 20 ювелиров. Для больших праздников Потёмкин устроил большую подземную галерею. Мебель в восточном стиле, арабские благовония – фаворит Екатерины II был отнюдь не аскетом…
Кого-кого в Бендерах было найти трудно, чтобы добавить к этому великолепию звуки музыки, так это гениальных солистов. В это время русский посол в Вене пообещал князю прислать отменного «клавесинщика». Дипломат не соврал – он имел в виду Моцарта! Замученный безденежьем и долгами, он, по некоторым данным, принял предложение отправиться к князю в Бендеры, но не успел – умер (почти одновременно с Потёмкиным). А в Бендерах щедрый Потёмкин ему, по крайней мере, первый и последний раз в жизни, хорошо заплатил бы! Да и когда бы и кто еще увидел Моцарта в роли солиста местечкового оркестра?!
Итак, Моцарту не повезло. Ришельё был более удачлив: в Бендерах он начал блестящую карьеру, чтобы позже стать градоначальником Одессы и дорасти до премьер-министра Франции. При этом в Бендерах творил другой известный для своего времени композитор – Джузеппе Сарти. Его пребывание здесь было непосредственно связано и с крепостью, и с музыкальным оформлением праздников в честь побед русского оружия в войне с турками.
Сарти также был, как бы сейчас сказали, в «команде» Потёмкина. Весной 1790 года жители окрестных сел вокруг Бендер были поражены невиданным доселе представлением. Праздник сопровождался бравурной музыкой, массовым песнопением, танцевальными номерами. Дело в том, что турки отдали Бендерскую крепость князю Потёмкину-Таврическому без боя: конница Кутузова разбила на подступах к Бендерам трёхтысячное войско буджакских татар, чем очень испугала противника. Фаворит императрицы решил устроить по этому случаю большой концерт и пригласить именитых лиц того времени – репетиции шли долгие месяцы после возвращения крепости в русское лоно. Теперь мы можем только гадать, какие произведения написал бы в наших краях Моцарт.
Никита Милославский.