Домой Разное Проза Не разрушайте муравейник никогда

Не разрушайте муравейник никогда

0

Жизнь человека на земле непроста. Никто не знает, когда она начнется и когда закончится. Она как один миг – свет и тьма… И этот путь человек должен пройти сам. У каждого он свой, неповторимый. Как же эфемерна жизнь, которую я нарисую в этом рассказе…

 Мне уже немало лет. Живу в селе. В огороде растут смородина, малина, крыжовник. Возле этих сладких ягод муравьи построили муравейник, да так мастерски, что даже не заметишь. Работая сапкой, я случайно задела этот подземный дворец. Нарушила покой проворных существ. Мне так стало их жаль, что  я решила как-то все исправить. Но поняла, что делаю только хуже. Одни муравьи начинали беспорядочно двигаться, другие кусали меня за ноги. Защищались, как только могли. Наблюдая за ними, я вспомнила события давних лет.

Наступил 1988 год. Моя семья давно уже жила в Армении в городе Кировакане. Вот развал Советского Союза, а вот и начало войны в Карабахе. Брат – на брата, отец –
на сына. Это было страшно. По всему городу демонстрации, митинги.

Городок, где мы жили, был небольшим. Люди из нашего дома – армяне. Я со всеми подружилась. И они полюбили и приняли меня, женщину из Молдавии, как свою. Мы ходили друг к другу в гости. Я уважала этих умных людей. В нашем городе была только одна русская школа. Ее посещали русские, армяне, азербайджанцы, украинцы, молдаване… Моя дочь и ее одноклассники учились во вторую смену, в третьем классе. Так как в Карабахе шла война, нам был отдан приказ о пятнадцатиминутной готовности. Это означало, что мы должны были приготовить самые необходимые вещи и документы. Мужем мне было сказано: не останавливаться возле митингующих, не разговаривать о политике, слушать и молчать… В тот день, 7 декабря я была дома и должна была отвезти дочку в школу. До выхода оставалось два часа, дочка сидела за столом и рисовала. И вдруг земля затряслась с невиданной силой. Люстры стали качаться, трещали стекла. Я крикнула дочке:

– На улицу! Землетрясение!

Схватила ее за руку, и мы побежали. Дом так трясло, что мне казалось, мы стоим на месте. Дочь начала отставать, я схватила ее за косичку, потом за платье, за что могла. Волной закрыло дверь, потом другой – открыло. Наконец – улица! Я перекрестила дочь и только тогда заметила, что она без обуви. Тротуар, на котором мы стояли, поднимался и опускался. Было ощущение, что земля вот-вот лопнет и мы провалимся. За нами выбежал мальчик, потом молодая мама с младенцем на руках. Мы все были охвачены жутким страхом. Вдалеке увидели черные облака пыли – это один за другим рушились многоэтажные дома. Землетрясение длилось секунд 30, а казалось, целую вечность. Кругом – горе. Люди потеряли своих родственников, лишились крова. Кругом – слезы, смерть и разруха. Трое суток мы сидели вместе с соседями у костра. Через три дня я решила уехать с семьей домой, в Тирасполь. Прощаясь с нами, соседи плакали. Плакала и я, понимая, что больше никогда сюда не вернусь.

Прошло сорок лет, а я до сих пор не могу забыть тех событий. Половина одноклассников моей дочери погибли, потому что учились во вторую смену и во время землетрясения находились дома. А те, кто остались в живых, никогда не забудут той большой общей беды. И сегодня я обращаюсь к людям по всему миру: остановите войны. Иначе наша планета не выдержит. Где войны, там землетрясение. Берегите мир, он очень хрупок.

P.S. Этот рассказ я посвящаю всем пострадавшим от землетрясения 7 декабря 1988 года в Армении.

Татьяна Ликий, с. Хрустовая Каменского района.

Exit mobile version