Когда я была дамой незамужней и только-только стояла на пороге этого события, перебирала в голове различные сценарии развития семейных отношений. Как будем уживаться в одной квартире, находясь 24 часа вместе, будут ли все выходные совместными, поможет ли муж с приготовлением обедов и ужинов, уборкой?
Вот, например, моя подруга, которая уже девятый год замужем. Как Золушка, в 6 утра встала, завтрак мужу-детям приготовила, стирку загрузила, на работу побежала. Потом с работы домой через магазин и с тяжелыми сумками, стирку выгрузила, ужин приготовила, посуду помыла, пропылесосила. В выходные все то же самое, только «на даче ещё огурцы взошли, надо прополоть, полить». В общем, она «перебрала 7 мешков фасоли, посадила 7 розовых кустов, намолола кофе на 7 недель, побелила кухню», а он за такой же самый световой день встал, съел приготовленный женой завтрак, не убрав тарелку, пошёл на работу, потом домой – и лежит уставший, отдыхает.
Другой пример – соседка этажом выше. Сколько лет живу в этом доме, и зимой и летом вижу её с тяжелыми сумками наперевес. Мужа её встречаю всегда с пустыми руками, шагающего бодрым шагом с наушниками в ушах. Всегда ухмыляюсь при встрече – хорошо устроился. И как она терпит такое? Гнать его в шею, выбросить вместе с диваном. Даже как-то сказала ей: «Снова с тяжёлыми пакетами из магазина. Надо было мужа взять с собой, помог бы донести». Ответ удивил. Оказывается, было время, когда он пытался помочь, а она ему: « Я сама». Значит, виноват-то не мужчина, это женщина не смогла вовремя передать обязанности, а вместе с ними и ответственность? В результате получаем женщину, которая пашет одна за всю семью. Она на самом деле устает, но венец мученицы «я всё сама» снять не может. Почему так происходит?
С одной стороны, сразу после заключения брака в паре наступает момент «борьбы за власть», когда каждый пытается проверить и передвинуть границы другого. Даже если пара до брака жила вместе пару лет, обязанности и ответственность были распределены, все равно такая рокировка сил происходит.
Помню, через несколько недель после свадьбы мы с мужем ждали гостей, нужно было прибраться. Поскольку я встаю рано, то начала уборку первой. И вот просыпается муж, умывается и… надевает нарядную рубашку, брюки. Облачение было шикарным и никак не тянуло на рабочую одежду для уборки. Муж в этом парадном виде уселся в кресло смотреть телевизор – готовится к встрече гостей, значит. И я в старых джинсах. Со шваброй. Убираю. Триумф мужской власти длился ровно 5 минут. С этой же шваброй я влетела в комнату как символ французской революции Марианна, и объяснила мужу принцип «Свобода. Равенство. Братство» применительно к семье. После чего он, сбросив свою роскошную рубашку, мыл места общего пользования, утирая пот со лба. И с тех пор равенство возобновилось.
Если бы я позволила тогда мужу сидеть, то убирала бы сама до сих пор. Другие люди всегда пробуют наши границы на прочность. Мы так же проверяем чужие. Это нормальное и естественное желание – сбросить с себя побольше работы. Устроиться лучше, зарабатывать больше, а делать меньше. Баланс власти в семье не статичен, особенно, когда семья только создается. Но если ты с самого начала выбираешь роль молча уступающего, то неудивительно, что далее выровнять систему не поможет даже крик. Точнее, зачем доводить до крика? Говори сразу: «Для меня одной это слишком много». Иначе так и будешь, как Марианна, стоять одна на баррикадах с флагом. Вернее, с тряпкой и ведром наперевес. А потом, спустя время, понимая безысходность своего положения, будешь упрекать детей в неблагодарности, мужа – в бездействии, а себя чувствовать практически святой мученицей. Мне кажется, семья создается для тепла, для поддержки, помощи. Это не место подвигу «Я все сама», это площадка, где «Мы вместе».
Ирина Герасимова.