Домой Общество Никто не забыт, ничто не забыто!

Никто не забыт, ничто не забыто!

0

Представьте, что вы попали в дом, где поминают близкого человека. Посоветуете ли вы хозяевам поскорее его забыть? Но, странное дело, за время, прошедшее со дня окончания горячей фазы конфликта на берегах Днестра, нас, приднестровцев, неоднократно призывали «забыть о былом», чтобы двигаться дальше. Выглядит это примерно так: очередной политик из Молдовы или заезжий правозащитник, стараясь показать широту мышления, говорит, что все вопросы можно решить, если… уйти от «патриотической риторики», от темы вооруженной агрессии 1992 года. А раз всё давно в прошлом, выходит, что и в присутствии российских миротворцев нет никакой нужды. Очень удобно.


1 августа для приднестровцев – траурная дата. В этот день мы вспоминаем погибших защитников, мирных граждан (а защитники Приднестровья являлись такими же мирными гражданами, лишь немногие из них были профессиональными военными), ставших жертвой националистической политики РМ.

День памяти и скорби является трагическим подведением итогов братоубийственной бойни, развязанной руководством Молдовы против (согласно утверждениям официального Кишинева) собственного народа.

С тех пор прошло двадцать девять лет. Но заметьте, при всей очевидности того факта, что линия, проводимая Молдовой в конце 80-х – начале 90-х была откровенно ошибочной, привела к войне, никто в Молдове до сих пор не признал вины конкретных правобережных политиков, даже не понял, какое зло было причинено их близорукими действиями. Не только приднестровцам! Свои потери в войне Молдова скрывает до сих пор, и это тоже весьма показательно: военное преступление замалчивается, а если сказать всю правду, придется назвать и виновных.

Назови Молдова вещи своими именами, жителям соседнего государства стало бы предельно ясно, во что вылился фарс с «национальным возрождением», какой ценой было за него заплачено. Свыше восьмисот погибших только с приднестровской стороны! За что, за румынизацию? И после всего этого некие правобережные активисты рвутся в Приднестровье с триколорами, устраивают провокации на границе, чтобы, по их словам, «просветить нас, рассказать о прелестях западного вектора». Господа, вы бы хоть матерей убитых постеснялись!

В 1990-1992 годах мы всё это видели и слышали. Вот такие же молодчики тогда решили водрузить в Бендерах триколор. В Парканах до сих пор вспоминают, как простые приднестровские мужики взяли у кого что было да погнали эдаких «просветителей» вместе с их оккупационной атрибутикой. Лучше бы господа унионисты историю поучили да вспомнили, что принес триколор народу Приднестровья и Бессарабии.

К слову, своеобразным подведением итогов «национального возрождения» в Молдове могло бы стать состояние страны: вымирающие села, выехавшие в поисках лучшей доли молдаване – разве это подразумевалось народнофронтовцами? Во имя этого они призывали «мыть асфальт русской кровью»? Как оказалось, главный враг Молдовы – вовсе не русские, украинцы, евреи… Главные предатели, вот они используют идеологию в духе «Молдова для молдаван» в целях личного обогащения; таких судьба многострадального народа не сильно интересует, как не интересовало в 1992-м, сколько матерей наденет траур.

Приходится очень сильно сомневаться в намерении молдавской стороны разрешить конфликт. Тому, кто хочет двигаться дальше, следует научиться признавать ошибки, а не делать вид, что ничего такого не происходило. Вот почему в календаре обязательно должны быть (и останутся!) такие даты, как День памяти и скорби.

Девичья память неизбежно приведет к новым трагедиям. Призывающим махнуть рукой на людское горе отвечаем: «Никто не забыт, ничто не забыто!».


Михаил Фернет.

Фото Николая Феча.

Exit mobile version