Уже четверть века (как все-таки быстро бежит время) мы пишем свою историю, преодолеваем трудности, коих за эти годы у нас было несметное количество («спасибо» нашим «доброжелателям»), растим детей, собираем урожай, выпускаем известные далеко за пределами республики торговые бренды, строим дороги и дома, радуемся нашим победам – маленьким и большим, огорчаемся поражениям и промахам.
К слову, сегодня почти те же самые «предсказатели» или же их последователи предрекают «кончину» ДНР и ЛНР (и опять же делают все для этого). Мы и тогда, 25 лет назад, и сегодня являемся для многих непокорных и непокоренных примером стойкости, примером того, КАК надо защищать свои права, как надо строить свое государство, как надо жить, даже если за это право жить на своей земле, по традициям своих предков, говорить на своем родном языке придется заплатить высокую цену, на алтарь нашей свободы положить жизни ее защитников, за нее идти на жертвы, терпеть последствия навешанного на тебя ярлыка «сепаратисты», начиная с «простеньких» ограничительных мер и заканчивая изощренной полномасштабной экономической блокадой, учиться жить в условиях непризнанности. Мы, прожившие в них четверть века, знаем, насколько это непросто, тяжело, порой невыносимо и безысходно жить, почти как в осажденной крепости. Но мы держимся, и, надеюсь, вернее, уверена, держаться будем. У нас нет другого пути. Может быть, за 25 лет у кого-то когда-то и могла мелькнуть мысль о тщетности наших усилий и жертв, но пример Прибалтики, в которой как стали 25 лет назад делить народ на своих и чужих, так и продолжают это делать, пример Украины, где уже больше двух лет «сепаратизм» «выкорчевывают» «градом» и танками, воюя с собственным народом, показывают, что тогда, четверть века назад, мы приняли правильное решение, что наши жертвы – человеческие, материальные – были не напрасны. Мы бы тоже наверняка попали в разряд «не своих», нас бы тоже поливали минометным огнем, дабы мы знали «свое место». Собственно, все это мы уже проходили, и повторения очень и очень не хочется. Мы узнали цену мира, в отличие от наших соседей, еще тогда, в 90-х.
За эти четверть века мы не только берегли и сберегли мир на этой узенькой полоске вдоль Днестра, но и многое все вместе сумели и успели сделать. У иных стран на построение своей государственности века уходили, у нас же не было такой «временной вольницы». Как, собственно, не было знаний, умений, «схем» для строительства государства. Были только желание и еще, пожалуй, решимость и смелость. Те, которые «города берут». Мы же не стали «мелочиться» и «взяли» страну. Мы ее создали с нуля, мы дали ей жизнь, мы дали ей имя и дали все атрибуты государственности. Безусловно, на нашем тернистом и обагренном кровью летом 92-го пути не обошлось без ошибок, но, как известно, их не делает только тот, кто ничего не делает. А мы делали большое дело. И сложное – строили страну. Свою страну. Строили, как могли. И сегодня, оглядываясь на «творение рук своих», можно констатировать, что «строители» из нас получились неплохие, к вящему неудовольствию наших оппонентов.
Безусловно, с нашим потенциалом (промышленным, сельскохозяйственным, кадровым, интеллектуальным) наши 25-летние достижения могли бы быть более весомыми, чтобы уж «железобетонно» подтвердить присвоенный нам многими экспертами, политологами, политиками статус «приднестровского феномена», чтобы доказать всему миру и прежде всего самим себе, что мы, такие крохотные на мировой карте, непризнанные, отделившиеся, МОЖЕМ жить не хуже других, а, может, и лучше. Но стать стопроцентно «феноменом» нам, увы, не удалось. Отчасти из-за собственных, внутренних проблем, но в большей части нам не дали им стать. Слишком уж тогда вызывающе притягательным был бы наш пример для остальных, таких же готовых отделиться и стать на самостоятельный путь развития стран. Как заметил один из участников событий 25-летней давности, «мы сделали много, и сделали бы гораздо больше, если бы уровень заинтересованности сильных мира сего в нашем провале не был бы столь мощным».
Всю эту «мощь» мы сегодня ощущаем в полной мере – пожалуй, за свою историю республика впервые столкнулась с таким экономическим, политическим «прессом». Собственно, наш путь никогда не был устлан розами, к шипам мы привыкли, но сегодня и шипы длиннее, и каверзы, устраиваемые против нас, изощреннее, и давление организованее и согласованнее.
Думается, на нашем веку испытаний нашей стране уготовано еще немало. Но мы, не побоюсь огорчить евроинтеграторов, мечтающих «закрыть» молдо-приднестровский вопрос методом санкций и блокад, не «созревшее яблоко», готовое свалиться им в руки. Республика была создана не по чьей-то злой воле, не «по капризу белых воротничков», а потому что в ней была потребность. Наша – народа, живущего здесь тогда и сейчас, – потребность. И в этом главный ее феномен, главный «козырь» и залог ее будущности.
Людмила Михайловская.