Домой Твои люди, Приднестровье Незабытые имена О поэте, родившемся век назад

О поэте, родившемся век назад

0

Сегодня приднестровские СМИ говорят о том, что в республике планируют установить бюст в честь приднестровского поэта Николая Цуркана. Место выбрано: двор Незавертайловской школы №2, где преподавал Николай Максимович.

Тем более и дата значительная – сто лет со дня его рождения. Но не все знают об этом поэте, творившем на молдавском языке в своей родной Незавертайловке. Не все знают, о чем он писал, каким был человеком и какую непростую, но насыщенную событиями, трудом и любовью жизнь прожил.

Обо всем этом мы поговорим с председателем тираспольского филиала республиканского общественного движения «Союз молдаван Приднестровья» Галиной Гурски.

Николай Цуркан родился в 1918 году, а спустя некоторое время остался сиротой. И все детство провел в семье дяди, многодетной и небогатой. Жилось непросто. Николая пристроили к местному почтальону носить почту по соседним селам. Так мальчик научился читать, писать. А позже какой-то человек заметил его и настоял, чтобы ребенок посещал школу. В школе он показал свои знания и талант. Два года программы Николай проходил за один. Позже окончил педагогические курсы и стал учительствовать в своем селе. Затем учился на рабфаке в городе Балте. И там начал писать стихи. Стал публиковаться в газетах того времени. В 1939 появились две его первые книжки – «Песни молодости» и «Первый бокал» (на молдавском языке, на кириллице). Стихи его ошеломили всех, такими они были талантливыми. Был членом Союза писателей Молдавии.

Но наступает роковой 1940 год. У Николая Цуркана случается первый инфаркт. А тут начинается оккупация, поэт остается на Родине. Около полугода живет в хижине на берегу лимана у рыбака, который ухаживает за ним. Позже возвращается в Тирасполь. На то время он уже женат, а его супруга, Вера Ильинична, одна из первых радиоведущих города. Но в Тирасполе его находят румыны и перевозят в Румынию. Хотят, чтобы он писал стихи против советской власти. В Румынии поэт идет на поправку и совершает побег на Родину. Но по окончании войны его в одночасье объявляют врагом народа и отправляют на 10 лет на север, в Норильск, в ГУЛАГ с указанием: «Стихов не писать». В дороге у поэта случается второй инфаркт. Только со временем, придя в себя, Николай Цуркан понимает, что это испытания, которые нужно принять и жить дальше. «Позже он поклялся нам, что не был виноват ни в чем, – рассказывает Галина Гурски. – И в ссылке поэт не может не писать. Будучи заядлым рыбаком, он идет на лиман и всегда кладет за ухо карандаш, берет с собой блокнотик. А когда однажды забывает все это, то пишет корягой на берегу лимана. Или на срубленных деревьях, которые потом уплывают по реке. И учит свои стихи наизусть, чтобы позже вспомнить их». В те времена он создает стихотворения о любви к Родине с нотками грусти и ностальгии. 

Проходит 10 лет, поэт возвращается в Незавертайловку. Он исключен из Союза писателей Молдавии, ему не разрешают ни печататься, ни выступать. И кем только он ни работает в те годы: и дворником, и продавцом мороженого… Детей у них с супругой нет, и они решают взять девочку из детского дома. Так у них появляется Ниночка. Проходит время, Николаю Максимовичу разрешают снова преподавать в школе. Но Союз писателей реабилитировать его не хочет. В то время каким-то чудом поэт издает еще две книжки: «Твердыня земля» и «Плодородие».

В 1978 году в Кишиневе образовывается литературное объединение «Лира» – для педагогов, которые пишут стихи. Учителя со всех концов Молдавии приезжают один раз в месяц на заседания этого объединения. «В один из дней туда прибывает Николай Цуркан со своим другом Петром Даничем, – вспоминает Галина Борисовна. – Мы начинаем дружить. Побывали во всех уголках Молдавии с участниками этого объединения, выступали. Цуркан тоже читал свои стихи, но просит не говорить об этом. И если выходила статья в газете, то о его выступлениях там не было ни слова. Нам было очень обидно, потому что он был на пять голов выше нас, он нас учил. Председатель кружка решает издать книжку его стихов. Но 17 августа 1985 года Николая Максимовича не стало. Его книжка вышла только в 1989 году. Все-таки вышла. Конечно, мы все были на похоронах в Незавертайловке, провожали его в последний путь. И как жаль, что буквально через два дня пришел документ о том, что его реабилитировали и восстановили в Союзе писателей».

Всю жизнь поэт мечтал издать книгу стихотворений с севера. Вернувшись домой, мучительно вспоминал написанные там строки, и кое-что ему удалось воссоздать. И вот однажды русский писатель, журналист и член Союза писателей ПМР Никандр Елагин случайно оказался в библиотеке в селе Незавертайловка, где и встретил Веру Ильиничну, супругу Цуркана. Из беседы с ней Никандр Анатольевич узнал, что у поэта остались неизданные стихи. Приняв решение во что бы то ни стало книгу выпустить, писатель отправился к Георгию Желяпову, директору Молдавской ГРЭС, который и помог издать сборник стихов Николая Максимовича «Контрасты». В книге кроме стихов опубликована биография поэта. На русском языке – написанная Никандром Елагиным, на молдавском – Галиной Гурски.

Сегодня творчество поэта, классика молдавской литературы, изучают в школах, в университете. Это стихи о природе, о нашем крае, о земле, о простых людях, о любви. Сегодня, в год столетия со дня рождения Николая Цуркана, говорят о необходимости установить бюст в память об этом талантливом поэте, нашем земляке. Николай Максимович был не только сильным поэтом, но и сильным человеком, сумевшим, пройдя невероятные испытания, остаться добрым, не очерстветь. Он был прекрасным отцом и затем дедушкой. Когда его внуки приезжали в гости, он всегда говорил: «Вот идут мои колокольчики»… Таким – душевным и открытым – остался он в памяти всех тех, кто был с ним знаком.

Татьяна Астахова-Синхани.

Exit mobile version