Внеочередное заседание Верховного Совета было посвящено единственной теме – ситуации на валютном рынке.
Депутаты обвинили исполнительную власть и Приднестровский республиканский банк в создании «рукотворного кризиса» и в том, что Центробанк предпринимает «фэйковые» меры для стабилизации положения. Однако председатель ПРБ Эдуард Косовский отверг обвинения законодателей, рассказав о том, что действительно происходило на валютном рынке, начиная с конца прошлого года.
Он отметил, что Центробанк еще тогда сигнализировал о надвигающихся кризисных явлениях. «Проводились заседания Госсовета и Совета безопасности, а также было закрытое заседание президиума Верховного Совета, на котором мы говорили о том, что может произойти», – сказал глава ПРБ.
По его словам, случилось следующее. Цена на приднестровскую электроэнергию, поставляемую в Молдову, снизилась на месяц раньше, чем предполагалось, – не с 1 апреля, а с 1 марта. Снижение составило 28%. Именно это, напомним, привело к пропорциональному падению валютных поступлений и выступило катализатором кризиса.
При этом за два дня до 1 марта начался, как отметил Эдуард Косовский, сумасшедший спрос на валюту. «За эти два дня было куплено валюты больше, чем за месяц до этого. Потом, еще за первые два дня марта, фактически вся валюта уже была исчерпана. Два дня до заключения нового контракта о поставках электроэнергии, а также два дня после этого – и всё закончилось», – рассказал глава ПРБ. Он предположил, что кто-то обладал инсайдерской информацией о положении на рынке.
Депутаты сегодня заявляют, что ситуацию обрушил указ Президента о мерах по стабилизации валютного рынка, подписанный 4 марта. Между тем, по словам Эдуарда Косовского, в тот момент в Центробанке уже не оказалось денег. Что же касается указа, то он позволил более эффективно использовать приходившие остатки валюты.
«Самое главное, что там предусматривалось, – создание межведомственной комиссии, которая могла распределить те деньги, которые еще поступали в республику, действительно на закупку жизненно необходимых товаров. Комиссия очень интересные вещи отсеивала. Например, даже экспортеры, имевшие на счетах по несколько миллионов долларов, подавали заявку на покупку валюты», – рассказал председатель Центробанка. Он добавил, что все это не ноу-хау, такие межведомственные комиссии создавались еще в 1998 году, во времена первого Президента ПМР Игоря Смирнова.
Отверг Эдуард Косовский и обвинения в том, что Центробанк раньше времени заявил о пересмотре валютного коридора. «Действительно, финансы любят тишину, и все обсуждения ПРБ проводились в тишине. Вопрос выносился только на заседания Госсовета, Совбеза и на закрытое заседание президиума Верховного Совета. Никогда мы досрочно не озвучивали возможные сценарии развития событий. Можно поднять стенограмму заседания президиума ВС и там все это прочесть», – сказал глава Центробанка.
Немало вопросов депутатов, естественно, касалось главного поставщика валюты в республику – фирмы «Энергокапитал», которая работает в связке с Молдавской ГРЭС. Эдуард Косовский объяснил, для чего она была создана. Это было сделано, чтобы решить проблему конвертации молдавских леев, получаемых в оплату за электроэнергию, в доллары.
«Молдавская ГРЭС как резидент не могла получить лицензию в Молдове для того, чтобы привозить в Приднестровье доллары. «Энергокапитал» же – компания-нерезидент, она получает выручку сначала в молдавских леях, но как нерезидент имеет право превращать ее в доллары», – отметил председатель ПРБ. По его словам, компания продает 100% валюты на приднестровском рынке. Другое дело, что этой валюты из-за снижения цены на электроэнергию стало на треть меньше.
Эдуард Косовский рассказал, как развивалась ситуация в первом квартале. На 1 января нынешнего года валютные резервы Центробанка составляли 19,8 миллиона долларов. За первые три месяца «Энергокапиталом» было завезено в республику 40 миллионов долларов. Порядка 16 миллионов из этой суммы было продано на внутреннем валютном аукционе, где покупателями выступили Молдавская ГРЭС и СЗАО «Интерднестрком». Итого в ПРБ поступило 24 миллиона. Если прибавить к этому упоминавшиеся выше 19,8 миллиона валютных резервов, получится 43,8 миллиона долларов.
«Из этих 43,8 миллиона на валютном аукционе было продано 31,6 миллиона, а 12 миллионов пошли на наличные валютные интервенции в январе и феврале. На сегодняшний день резервы Приднестровского республиканского банка составляют ноль», – сообщил депутатам глава Центробанка.
В понедельник, когда проходило внеочередное заседание Верховного Совета, ПРБ на своем сайте прокомментировал утверждения, что Центробанком якобы не осуществляются шаги, предложенные депутатами для стабилизации валютного рынка. Там отмечается, что ПРБ на самом деле предложил значительно более широкий комплекс антикризисных мер, чем Верховный Совет. Другое дело, что этот комплекс нельзя реализовать в один момент, поскольку полномочия Центрального банка ограничены. Из-за этого некоторые решения, утвержденные правлением ПРБ, например, еще в начале марта, вступают в силу только сейчас.
Владимир Горский.