Центральным вопросом повестки дня состоявшегося в минувшую среду пленарного заседания Верховного Совета стало рассмотрение проекта закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия экономических факторов».
Как отметила первый заместитель Председателя Правительства Майя Парнас, доказывая необходимость введения антикризисных мер, республиканский бюджет на нынешний год Верховным Советом был принят с не обеспеченным доходами дефицитом в 500 миллионов приднестровских рублей. При этом она подчеркнула, что из-за усилившихся блокадных мер со стороны сопредельных с Приднестровьем государств бюджетный дефицит приближается к 900 миллионам рублей.
«Данная программа содержит меры административного и стимулирующего характера и направлена на увеличение поступлений в бюджет», — заявила, представляя законопроект, Майя Парнас.
Программа, предложенная Президентом, предусматривала двенадцать антикризисных мер. В частности, законопроектом предусматривалось введение строительной и финансовой амнистии; расширение перечня товаров, на которые государство имеет право регулировать цены; появление в Кодексе об административных правонарушениях понятия «предупреждение»; предоставление на безвозмездной основе в долгосрочное пользование земельных участков для строительства жилых и промышленных объектов; возможность заниматься народными художественными промыслами без индивидуального предпринимательского патента.
Напомним, что финансовая амнистия направлена на легализацию и вовлечение в законный оборот ранее сокрытых либо заниженных юридическими и физическими лицами доходов. Она была рассчитана на 90 дней, начиная с 1 мая. По мнению разработчиков, данная мера способствует сокращению теневой экономики и поступлению дополнительных финансовых ресурсов в бюджет. Проведение строительной амнистии предлагалось с 1 мая до 31 декабря. Физическим лицам должно было быть предоставлено право узаконить объекты строительства, реконструкции или переоборудования, возведенные до 30 апреля этого года с нарушениями действующих норм законов.
Также планировалось ввести и значительные налоговые преференции для отдельных категорий предприятий. Так, предлагалось на 12% уменьшить ставку единого социального налога для юридических лиц, которые создали новые рабочие места. С целью стимулирования отечественного производителя законопроектом предполагалось снижение на 10% ставки налога на доходы организаций, реализующих на территории Приднестровья собственную продукцию, состоящую не менее чем на 70% из отечественного сырья. Предусматривались послабления для предприятий и по тарифам на энергоносители.
Камнем же преткновения при обсуждении законопроекта стала возможность введения государством на хозяйствующих субъектах, пребывающих в состоянии кризиса, внешнего управления.
«Под кризисной ситуацией понимается приостановка более чем на месяц производства, невыплата заработной платы свыше 3 месяцев, сокращение рабочих мест на 20% и более. Данная норма (введение внешнего управления. – Прим. ред.) не предполагает переход права собственности», – пыталась успокоить депутатов Майя Парнас. При этом она добавила: «В соответствии с 16-й статьей Закона «О Правительстве», именно этот орган исполнительной власти принимает меры по реализации трудовых прав граждан. Однако в действующем законодательстве отсутствуют реально действующие механизмы, позволяющие Правительству защитить трудовые права и интересы граждан в случае принятия собственником решения о массовом увольнении работников».
По оценкам специалистов, предложенные нормы позволили бы предотвратить массовые увольнения работников крупных промышленных предприятий, минимизировать влияние кризисных явлений, стабилизировать социально-экономическую ситуацию в республике и получить дополнительные доходы в бюджеты различных уровней в размере около 50 миллионов рублей.
Однако эти доводы парламентским большинством были оставлены без внимания. Не прислушались законодатели и к призывам представителей Правительства и части депутатского корпуса найти компромиссное решение при подготовке законопроекта ко второму чтению. Законопроект был отклонён.
Александр Никитин.