На минувшей неделе в Тирасполе прошли встречи Президента Вадима Красносельского и главы МИД Виталия Игнатьева с делегацией представителей посредников и наблюдателей в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию. Напомним, что в число первых входят Россия, Украина и ОБСЕ. Вторые – Евросоюз и США.
О чём там шла речь, мы уже рассказывали в предыдущих наших публикациях. Но в программе КЭБ («Как это было»), выходящей в вечернем эфире Первого Приднестровского телеканала, руководитель приднестровской дипломатической службы озвучил некоторые подробности его общения с иностранными дипломатами.
Прежде всего, Виталий Игнатьев сообщил, что непосредственно во время беседы с представителями посредников и наблюдателей ему передали официальную ноту политического представителя Молдовы на переговорах по молдо-приднестровскому урегулированию – вице-премьера Василия Шовы. В послании было сказано, что молдавская сторона намерена возобновить встречи политпредставителей (приднестровский визави Шовы и есть Виталий Игнатьев) и более того – Кишинёв предлагает провести первую уже на этой неделе.
«Наверное, после общения с международными партнёрами в Кишинёве (делегация посредников и наблюдателей до визита в Тирасполь посетила столицу Молдовы, где провела переговоры с президентом Игорем Додоном, премьером Майей Санду и уже упомянутым Василием Шовой. – Прим. ред.) у молдавской стороны подходы несколько изменились», – сказал глава нашего МИД, намекая на то, что ранее представители большинства посредников и наблюдателей высказывались за скорейшее возобновление диалога между Тирасполем и Кишинёвом на всех уровнях. При этом образовавшуюся в переговорах паузу Виталий Игнатьев назвал неоправданной.
Кроме того, что Приднестровье было услышано относительно своих чаяний «снять» молдо-приднестровский диалог с паузы, по словам руководителя внешнеполитического ведомства, иностранные дипломаты надлежащим образом восприняли информацию и об очередных антиприднестровских действиях Кишинёва. В частности, шла речь об угрозе перекрыть автотрассу, связывающую Бендеры с Кишинёвом. Напомним, что накануне визита делегации посредников и наблюдателей в Приднестровье молдавская делегация в Объединённой контрольной комиссии сделала соответствующее заявление. Поводом стало расширение полос для движения автотранспорта в приднестровском пункте пропуска в Бендеры со стороны Молдовы.
«Были подняты вопросы, связанные с неадекватными действиями Кишинёва в ответ на облегчение пересечения приднестровской границы для населения Молдовы, получившее поддержку миссии ОБСЕ. Это отражено в её отчёте за прошлый месяц. Здесь Кишинёв остался один, и в своих неадекватных действиях он где-то уже и запутался», – заметил по этому поводу Виталий Игнатьев.
Это был не единственный накануне визита в Тирасполь делегации «международных партнёров» (так иногда на дипломатическом языке зовут посредников и наблюдателей в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию. – Прим. ред.) антиприднестровский всплеск в Кишинёве. Молдавский политистеблишмент и тамошние СМИ впали в истерику по поводу выступления официального представителя ПМР в РФ Леонида Манакова в Женеве на одной из ООНовских площадок.
«Я думаю, всем очевидно, что любые неадекватные действия, любые угрозы мешают нормальному диалогу. Наверное, это говорит о нервозности молдавской стороны. Чем она вызвана, можно только догадываться, – прокомментировал Виталий Игнатьев. Но я полагаю, что действия Приднестровья в переговорном процессе очень логичны, последовательны, чётки и ответственны. Может быть, поэтому Кишинёв ищет повод, чтобы отвлечь внимание международных участников от неготовности решать проблемы и инспирировать новые трудности – создать какую-то информационную волну, попытаться шантажировать Тирасполь, запугивать наше население. Это, конечно же, контрпродуктивно и недопустимо».
При этом глава МИД добавил: «Мы ещё раз подчеркнули, что Тирасполь настроен исключительно на конструктивный диалог, который облегчает жизнь людей в рамках социально-гуманитарной повестки. Она чёткая и конкретная. Все вопросы известны. Любые неадекватные действия, конечно же, не встретят понимания и поддержки. Во время общения с нашими международными партнёрами мы видели понимание с их стороны».
Та же самая реакция, по словам Виталия Игнатьева, была и после того, как представителям посредников и наблюдателей была представлена информация об очередной попытке повлиять на работу Молдавского металлургического завода и отказе Кишинёва открывать корреспондентские счета приднестровских предприятий.
Отдельно министр иностранных дел затронул тему заявления Игоря Додона, сделанного после встречи с делегацией посредников и наблюдателей. В нём президент Молдовы сообщил согражданам, что намерен «создать предпосылки для политического урегулирования приднестровской проблемы в 2020 году». Ответом Тирасполя в лице главы МИД было: «Декларации должны подтверждаться практикой. Практика – критерий истины. Если в рамках урегулирования мы сможем решать простые проблемы, если мы увидим снятие ограничений с наших автомобилистов, закрытие уголовных дел и т.д., то мы поймём, что Кишинёв готов к конкретной работе. Может, тогда будут основания определять какие-то сроки, какие-то планы и другую повестку. Пока же она перегружена социально-гуманитарными проблемами, и говорить о чём-то другом, на мой взгляд, безответственно».
Александр Никитин.