Домой Агросектор Пахать или не пахать?

Пахать или не пахать?

0

Мнение приднестровских аграриев на этот счёт пока что разделяется. Да и в мире тоже к однозначному выводу не пришли. Данные FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединённых Наций) свидетельствуют, что в настоящее время без вспашки обходятся на 180 миллионах гектаров угодий, что составляет 13% всех земель сельхозначения в мире. В нашей республике этот способ, названный специалистами «No-till» (с английского «не пахать»), используется на 30 тысячах га из 274.

Недавно Приднестровье посетил учёный с мировым именем Амир Кассам, продвигающий идею отказа от плуга в странах с засушливым климатом. Сам он родом из Африки – уроженец острова Занзибар (ныне часть Танзании), поэтому и начал он её внедрять на «чёрном континенте», в особенности в странах, чаще других страдающих от засухи, а как следствие – от нехватки продовольствия. И результат был великолепен. Не зря Амир Кассам является авторитетным экспертом той самой ООНовской FAO, которая специализируется на продовольственной проблематике. Вообще все его регалии перечислять не хватит места в газете.

По мнению сторонников отказа от глубокой вспашки земли, плуг уничтожает плодородный слой. Оставляемые же на поле остатки прежних растений, наоборот, помогают его воспроизвести. Чтобы ускорить этот процесс, применяются бактериальные препараты. Микроорганизмы, не дожидаясь, пока стерня превратится в перегной, перерабатывают их в полезные для растений органические вещества. «У нас некоторые агрофирмы уже работают по нулевым технологиям, но только пока в озимом клине. Сеем прямо по стерне, по «палкам», – заметил в интервью нашей газете начальник управления науки и информации министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Федот Цыбульский. При этом он подчеркнул, что очень важен при использовании нулевых технологий (так ещё называют«No-тill») правильный севооборот. Сейчас несколько приднестровских сельхозпредприятий увлеклись бобовыми культурами. Они неплохо идут на внешних рынках. Найти более восприимчивые растения к нашей засухе вообще трудно, а главное, что после них прекрасный урожай даёт всё, что бы вы на том же месте ни посадили. Как это странно ни звучит, но бобовые – источник полезных для сельхозкультур микроорганизмов.

Экономический эффект при отказе от плуга тоже огромен. По оценкам приднестровских специалистов, во время посевной кампании удаётся снизить расход горючего на 70%. Плюс к этому экономия минеральных удобрений, а при использовании новых биотехнологий – и вовсе полный отказ от них. Вдобавок – снижение использования ядохимикатов для борьбы с болезнями и вредителями растений. Тот же Фолкнер (один из начинателей восстановительного и органического земледелия в США) утверждал, что этим напастям подвержены в первую очередь слабые растения, возделываемые на искусственно обеднённых почвах. К тому же яды избирательного действия встречаются не так часто, поэтому зачастую вместе с вредителями гибнет и всё живое вокруг, включая и их естественных врагов.

Компанию Амиру Кассаму в его поездке в Приднестровье составил фермер, а по совместительству вице-председатель (председатель – Кассам. – Прим. ред.) «Британской ассоциации консервативного земледелия» Тонни Рэйнольд, который рассказал, кстати, что после применения в течение нескольких лет«No-тill», вблизи его угодий появились животные, которых в округе не встречали уже долгие и долгие годы.

К слову, всё у них перемешалось за рубежом. Наряду с терминами «No-тill», «нулевые технологии» применяется и понятие «консервативное земледелие». Хотя логичнее было бы считать таковым как раз вспашку земли, интенсивное использование для подкормки растений минеральных удобрений, борьбу с вредителями с помощью ядохимикатов и тому подобное. «Консервативное» или как его ещё называют – «органическое» земледелие принципиально отметает всё это. Кстати, не так всё это и ново.

Ещё в 1899 году в Киеве была издана книга известного русского агронома Ивана Евгеньевича Овсинского «Новая система земледелия». Потом она несколько раз переиздавалась. Пытался учёный внедрять свою методику не где-нибудь, а в Бессарабской и Херсонской губерниях. Правда, его критиковали научные светилы того времени. Второе пришествие идеи безпахотного земледелия состоялось в 1943 году, когда в США вышла книга «Plowman’s Folly» («Безумие пахаря»). В начале 50-х она была переиздана. Название говорит само за себя. Автор – не какой-то учёный-теоретик, а что ни на есть настоящий практик – американский фермер, который на своих сельхозугодьях решил полностью отказаться от обработки почвы плугом, заменив её поверхностным рыхлением дисковой бороной. Нельзя сказать, что и в Советском Союзе не было последователей идей Фолкнера. Более того, схожие воззрения на обработку земли замечательных советских учёных Терентия Семёновича Мальцева и Александра Ивановича Бараева с успехом реализовывались на Урале, в Сибири и Казахстане, но почему- то не нашли распространения в других регионах СССР. В принципе, книгой Фолкнера тоже зачитывались аграрии по всему миру, но внедрять его методику рисковали далеко не все. Кстати, в Союзе «Безумие пахаря» было издано в далёком 1959 году…

Семинар на тему «Консервативное (органическое) земледелие и внедрение нулевых технологий» для аграриев республики с участием Амира Кассама и Тонни Рэйнольда проводился в Григориопольском районе на базе сельхозпредприятия «Агро Компакт». Оно было в числе первых, начавших внедрять нулевые технологии. Мероприятие, кстати, проводилось сразу же после ливневых дождей. «Григориопольский и Дубоссарский районы наиболее пострадали от ливней. Там за раз выпало две месячных нормы осадков. Сила дождевого потока была такой, что размывало просёлочные дороги, – рассказал Федот Цыбульский. – Что меня поразило, да, наверное, не только меня – два участка земли. На одном из них, полностью очищенном от всякой растительности, потоками воды верхний слой был смыт. На другом же – в саду, где все междурядья покрыты травяным настилом, почва вообще не пострадала. Это ещё один плюс нулевых технологий. Кроме того, и дёрн, и субстанция из растительных остатков – отличный естественный фильтр для воды».

Семинар проходил в два этапа. На первом, проводившемся в «Агро Компакте», с «консервативным» земледелием знакомили аграриев-практиков, а второй прошёл для учёных ПГУ им. Т.Г. Шевченко и двух НИИ – сельского хозяйства, а также экологии и природных ресурсов. Конечно, чужой опыт ценен, но всё-таки необходимо его приспособить к местным условиям. Приднестровская наука пообещала помочь аграриям в этом. Что же касается впечатлений британцев о нашем сельском хозяйстве, то, по словам моего собеседника, они были поражены тем, что и в непризнанном государстве можно внедрять самые передовые технологии. Как они будут распространяться, покажет будущее. Есть пока скептики. Поэтому вопрос «Пахать или не пахать?» по-прежнему актуален.

Кирилл Нефёдов.

Exit mobile version