Брандушка разноцветная, адонис, тюльпан Биберштейна, хохлатка, крокус, птицемлечник, прострел… Даже названия первоцветов ласкают слух, звучат чарующе, словно на давно забытом языке. Но осмелюсь предположить: большинство из нас в жизни не видели этих краснокнижных растений. То ли дело пролеска или, скажем, ветреница лютиковидная. Их в лицо знает каждый: первая – сине-фиолетовая, вторая – желтая. Потратив все силы на прорыв из снежного плена, пролеска стоит, замерев, не шелохнется, нереальная, невозможная на фоне всей этой унаследованной от зимы серости да сырости. Зато ветреница, дождавшись под землей теплых весенних ветров, играет, пульсирует на солнце, неугомонная, ветреная…
Полный романтических переживаний, в преддверии 8 Марта я отправился в лес, чтобы… Нет, вовсе не для того, чтобы принести любимой охапку подснежников или пролесок. Хотя один мой знакомый, «любитель природы» (женщин?), поступает именно так. Дескать, от леса не убудет. Но я хотел всего лишь стать безмолвным созерцателем таинства зарождающейся жизни. Вот такой юношеский идеализм. А навар?
Собственно, такой я не один. С коллегами мы запланировали не только сходить по весне в лес, но и посадить там первоцветы, взамен тех, что срывают «менее сознательные» граждане. Но вот незадача, оказалось, первоцветы высаживают… осенью. Так что с посадкой повременим. Зато, вникая в тему, я познакомился со знатоком и большим другом природы, директором ГУ «Республиканский научно-исследовательский институт экологии и природных ресурсов» Верой Семеновной Рущук. И пока я иду в лес, по дороге немного расскажу вам о том, что узнал от Веры Семеновны.
Оказывается, список краснокнижных растений продолжает расти, что говорит о сокращении их природного ареала, агрессивном воздействии человека. Хорошо ещё, в Приднестровье созданы охраняемые зоны – заповедник «Ягорлык», Новоандрияшевский заказник. Там дикорастущим полегче.
За сохранение биологического разнообразия и в целом рациональное использование природных ресурсов отвечает государственная служба экологического контроля и охраны окружающей среды ПМР. Положение дел регулируется Законами «Об охране окружающей среды», «О природно-заповедном фонде», «Лесным кодексом»… Меры к нарушителям применяются согласно статьям Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях. К примеру, в случае с краснокнижными растениями может быть применена статья 255 УК ПМР «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу» с ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. Или статьи КоАП (8.23, 8.32, 8.38) с административным штрафом в размере от десяти до одной тысячи двухсот РУ МЗП.
Совместно со специалистами профильной госслужбы работу по выявлению нарушителей проводит экологическая милиция. Так что, выйдя на цветочный рынок с тазиком подснежников, можно запросто нарваться на составление протокола.
Казалось бы, все эти обстоятельства должны вразумить «несознательных», думаю себе я, и с этими мыслями, перейдя мост, вступаю под пока ещё призрачную сень Кицканского леса.
Иду мимо лодочной станции и дальше «…по знакомой тропе над родной ледоносной рекой», как сказал бы Николай Рубцов, хотя Днестр, разбуженный ранней в этом году весной, давно умчал, растопил остатки зимнего панциря. Иду мимо лагерей, аж до насосной станции, что под Кицканами. Лес притаился, он ждет, он, как и я, свидетель совершаемого чуда. И он тоже старательно всматривается всеми своими белоствольными тополями, узловатыми ивами и более редкими дубами, где расцветет подснежник, не покажется ли среди прелой листвы пролеска, не блеснет ли подснежник… И, как я, ничего не видит. Хотя зрение у него, у леса, о-го-го!
«А знаете, как ещё в обиходе называют первоцветы? – говорит мне Вера Семеновна. – Торопыги». Именно потому, что они спешат, торопятся захватить время, пока на деревьях не появилась листва. Глядишь, ещё снег не стаял, а торопыги уж протыкают его, как Д´Артаньян, своими зелеными шпажками. Потом, когда проснется лес, света для роста торопыгам будет маловато, как и влаги. Всё-то у них, торопыг, продумано, всё по уму, не то что у нас.
Торопыги, как гномы, как зубные феи и Деды Морозы, – мастера конспирации. Оказывается, даже пролеску найти не так просто. Это только кажется, что первоцветов в лесу, точно гуталина у дяди Матроскина. И всё же, думается, конспирация здесь ни при чем. Их просто нет. Как той кошки в черной комнате.
А не так давно в этих краях встречались и ландыши. Цвели целые поляны. Но, как рассказала мне Вера Семеновна, из-за выпаса коров их просто вытоптали.
Беда постигла и островок ириса карликового на берегу Днестра, под Парканами. Краснокнижные ирисы выкапывали вместе с землей. Значит, где-то они теперь растут, но только не на своем прежнем месте, в природе. А мне вот, знаете ли, очень захотелось, чтобы торопыги остались в своей, естественной среде. Лес – их дом (помните, как Братец Кролик кричал Братцу Лису: «Терновый куст – мой дом родной»), и как-то очень грустно видеть по весне дом пустым, нежилым, необитаемым.
А мы ещё с коллегами думали: ну если не пойдем высаживать, так хотя бы сходим полюбоваться, детей с собой возьмем. Вот бы ребятишки расстроились: в лес ходили – торопыг не видели. «А Ваня Петров из четвертого «б» сказал, что подснежников не существует, как Деда Мороза…».
А я думаю: вот такие, как этот мой знакомый, сначала тащат 8 Марта первоцветы для «любимых» – лишь бы не тратиться, а потом приходишь – и всё, дверь закрыта. А нет чтобы любимую в лес на прогулку пригласить, освободить от праздничных хлопот, подышать вместе воздухом, попить чаю из термоса, подружиться с торопыгами и помахать им ручкой до следующей встречи, через год.
Возвращаюсь из лесу, иду по родной улице, по 1 Мая. И только диву даюсь: так вот же они где, на грядках, на придомовых участках… На рынке семена (луковицы) подснежников да пролесок не продают. Вряд ли. Я не нашел. Значит, откуда? «Из лесу вестимо». Просто надо уметь искать, а ещё руководствоваться принципом «после нас хоть потоп».
Нет, что вы, я вовсе не против того, чтобы торопыги радовали нас не только в лесу, но и в городе. Но именно «не только». Очень большая просьба ко всем, кто всё-таки обзавелся луковицами: пожалуйста, проведите «зеркальную» операцию: из города – в лес.
И ко всем: не покупайте первоцветы, сорванные в лесу. Любимые оценят вашу принципиальность! Неподаренные – ценнее…
Николай Феч.