Журналисты, приглашённые в среду на совместное совещание минсельхозприроды и минпроса, заведомо были «заряжены» на то, что на нём состоится массовое подписание договоров между сельхозпредприятиями и специализированными учебными заведениями о подготовке кадров по системе практико-ориентированного или, как его ещё называют, дуального образования.
И были несколько разочарованы. Подписание не состоялось. Откровенных противников самой системы не было. Расходились в деталях. Кому-то не нравился институт наставничества. Прозвучала мысль о том, что аграрии – не педагоги, а посему наставническая «нагайка» навсегда отвратит потенциально будущих механизаторов и агрономов от профессии.
Не сошлись участники совещания и в том, на какой технике учить кадры, – на той, которая есть, на обновлённой по минимуму или же опережающей на шаг то, что имеется у сельхозпредприятий республики. Сторонники последней точки зрения приводили в пример учебные хозяйства времён Союза, которые были одновременно и «партой» будущих механизаторов, и полигонами для испытания новейших образцов сельхозмашин. Приверженцы первой заявляли руководителям сельхозколледжей примерно следующее: «Подготовьте нам среднего класса специалистов на том, что у вас имеется, а мы их во время производственной практики доучим на том, что у нас есть». На этой почве вышел ещё один спор – на предмет, должен ли приходить на производственную практику будущий механизатор, способный сразу самостоятельно управлять сельхозтехникой, или же необходимо поначалу следить за тем, что делает его наставник, сидя рядом с ним в кабине комбайна или трактора.
Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов предложило средний вариант – обеспечение учебных заведений необходимым минимумом современной, но недорогой техники. «Дорогостоящую технику приобрести для учебных заведений очень сложно. Но у большинства сельхозпредприятий она есть, и они готовы повышать уровень квалификации студентов у себя, но для получения навыков и минимальных знаний определённый набор техники всё-таки должен быть в ресурсном центре при учебном заведении», – заметил в интервью журналистам замминистра сельского хозяйства и природных ресурсов Олег Дилигул.
Сумма, которая необходима для приобретения минимального набора техники, включая два недорогих комбайна, несколько тракторов и навесное оборудование к ним, замглавы минсельхоза оценил в миллион долларов США. При этом он подчеркнул: «Есть два источника финансирования – бюджет и различные фонды. От предприятий поступило предложение создать отдельный фонд и пополнять его в соотношении: 1 расчётный уровень минимальной заработной платы с 1 гектара. Окончательный механизм финансирования ещё не утверждён».
Что же касается заключения соглашений между сельхозпредприятиями и учебными заведениями по подготовке специалистов по системе дуального образования, то было принято решение руководителям агрофирм дать время до февраля для внесения своих предложений по корректировке базовой формы договора.
Также предполагается заключение со студентами договоров, согласно которым они обязаны будут после учёбы на бюджетной основе некоторое время отработать на сельхозпредприятии. В противном случае придётся возместить затраченные государством на обучение средства.
Во время совещания поднималась и проблема, связанная с призывом в Вооружённые силы представителей остродефицитных профессий. Поэтому поступило предложение обратиться в вышестоящие органы власти с просьбой об освобождении от воинской службы механизаторов. Оно было поддержано единогласно.
Александр Никитин.