На фото: Владимир Телюк с односельчанами.
Он поселился на столбе у въезда в село с незапамятных времён. Словно встал на его стражу. Никто не помнит, когда это произошло, 20 или 50 лет назад, может, больше. И каков по счёту этот аист, тоже никто не ведает, птичий век длится не более двух десятков лет. Однако живущие под его крылом люди не сомневаются, что этим добрым знаком Меренешты отмечены свыше. И потому, наверное, место словно магнитом притягивает людей, стремящихся обзавестись здесь хотя бы летним домиком. Село по всему периметру охвачено пятью дачными кооперативами, но само насчитывает не более сотни домов, разделённых на две части и именуемых старыми и новыми Меренештами.
Дата рождения села нигде не зафиксирована, но старожилы утверждают, что ему не менее 100 лет. На сельском кладбище в дальнем заросшем углу депутат сельского Совета Владимир Телюк однажды обнаружил захоронение, датируемое 1919 годом. Обомшелый каменный крест поведал, что здесь «покоится раба Божья Иванченко Наталья», больше никаких сведений. Но этого достаточно, чтобы понять: селу явно больше века.
Владимир Ярославович, согласившись быть нашим гидом, первым делом привёл нас именно сюда, где параллельно с экскурсией выполнял свои депутатские обязанности. Редакционная группа прибыла в Меренешты накануне пасхальных праздников, когда под его руководством завершалась подготовка погоста к родительскому дню. Владимир с гордостью продемонстрировал каменный крест, установленный здесь пять лет назад на средства, собранные жителями села. Тогда же кладбище было обнесёно оградой. Вообще с появлением Телюка жизнь села заметно оживилась. Коренной бендерчанин и бывший военный, он поселился здесь 11 лет назад, 7 из которых несёт обязанности депутата Кицканского сельского Совета, к которому Меренешты относятся по муниципально-территориальному признаку. К аисту, что живёт на въезде, он относится столь же трепетно, как и все односельчане. И убеждён, что общеизвестная легенда о птице, приносящей в дом счастье и радость, имеет под собой железное обоснование. Несколько лет назад он сам наблюдал, как пара аистов полдня настойчиво кружила над крышей его дома, словно пытаясь сообщить благую весть о рождении младшей дочки.
В Меренештах практически нет брошенных домов, и молодежь отсюда не уезжает. А те, кто однажды попытались это сделать, в скором времени вернулись обратно. В селе, где нет школы, детского сада, фельдшерско-акушерского пункта, Дома культуры, рождается много детей. Это сегодня может показаться парадоксальным, но тем не менее это так. Примечательно, что социальная инфраструктура села исчезла не в лихие 90-е, а ещё в конце 60-х годов, то есть в самый расцвет социалистической системы.
В 1969 году случилось сильнейшее наводнение, основательно подтопившее Меренешты. Именно оно разрушило саманную школу, которую власти решили не восстанавливать. Дети стали заниматься в селе Кицканы, до которого 10 минут езды на рейсовом автобусе. Со временем отпала необходимость и в иных структурах, и все социальные услуги жители Меренешт стали получать либо в Кицканах, либо в Бендерах, до центра которых добираться по времени не больше, чем до соседнего села. Второй по величине город Приднестровья обеспечивает работой практически всё трудоспособное население маленьких Меренешт. Это, безусловно, сказывается на прочной оседлости местных жителей. Однако есть ещё один немаловажный, если не главный, фактор привязанности людей к своему селу. Это окружающая природа. По сути, Меренешты расположены в лесу. Белки во дворах – обычное явление, они настолько безбоязненны, что не только с руки кормятся, а могут нахально пробежать по мирно почивающему человеку, если он решил вздремнуть на воздухе. Жители зачастую наблюдают лис, косуль, зайцев и фазанов. Когда-то в окрестностях водились кабаны, но цивилизация со временем вытеснила представителей дикой природы. Сегодня просыпаться под пение птиц и вдыхать чистый, напоенный зеленью леса воздух – роскошь непомерная. В двух шагах от дома находить грибы и сидеть с удочкой у реки – для многих из нас сказочный сон. Но для жителей Меренешт – обычная жизнь, с которой ни один из них по собственной воле расставаться не намерен.
«Боже сохрани! – суеверно воскликнула Валентина Яковлевна Романенко на вопрос, а не хотела бы она поближе к детям перебраться. – Меренешты – самое лучшее место на земле. Трасса под боком, город вблизи, свет, газ, лес, речка… Что же ещё нужно?». Всю свою жизнь с рождения и до сегодняшнего дня Валентина Яковлевна прожила в родном селе. Трудилась на заводе «Молдавкабель». Уже давно за заслуженном отдыхе, но имеет 17 (!) соток огорода, сад и выводок курочек. Даже такое небольшое, по меркам сельских жителей, хозяйство, чтобы содержать в порядке, надо иметь силы и здоровье. Но пенсионерка измождённой не выглядела, мы лицезрели перед собой полную жизненных сил и энергии моложавую женщину. Её дом замыкает улицу, дальше начинается лес, в глубь которого уходит едва заметная дорожка. Ощущение блаженного покоя, должно быть, охватывает каждого, кто окажется в этом уголке. Мы не стали исключением и ещё долго крутились на уютном пятачке, снимая на фотокамеру лес, дом, Валентину Яковлевну и старенькую «Победу», заканчивающую свой век в зарослях напротив дома и ставшую объектом пристального внимания нашего фотокора. Судя по всему, она вполне может представлять собой ценный раритет для коллекционеров.
В Меренештах всего две улицы. Одна – Чайковской – представляет собой старую часть села, другая – Абрамовича – новую. Естественно, мы попытались выяснить, что за личности скрываются за этими именами. И если во втором случае нам без затруднения показали дом с памятной доской, где жил Вячеслав Михайлович Абрамович, 1964 года рождения, воин-интернационалист, погибший в Афганистане и посмертно награждённый орденом Красной Звезды, то история названия старой улицы оказалась неизвестной как для сравнительно недавнего жителя села Владимира Телюка, так и для старожила Валентины Яковлевны Романенко. Как водится, на помощь пришёл Интернет. И каково было наше удивление, что о Елене Михайловне Чайковской, представительнице славной кицканской династии учителей Гроссул-Нитряну, в 2016 году написала именно наша газета, ссылаясь на материалы исторического музея с. Кицканы. («Плеяда потомственных учителей», 19.03.2016 г.).
Территория Меренешт уникальна. И название этого села на слуху почти у всех приднестровцев. Когда-то её называли «золотыми песками», в летний сезон сюда ходили катера, доставляя на любимое место отдыха жителей Тирасполя и Бендер. В этом месте Днестр делает излучину-петлю, превращая часть прибрежной зоны в своеобразный полуостров, на котором когда-то размещалось более десятка баз отдыха и пионерских лагерей. К сожалению, сегодня здесь функционируют только детский пансионат «Виктория» и лечебно-профилактический санаторий «Днестровские зори», недавно взятый на баланс министерством обороны. Но как бы то ни было, нынче эти два пансионата представляют собой хорошо обустроенные заведения для полноценного отдыха и профилактического лечения, в первую очередь предназначенных для приднестровских детей и ветеранов, однако приобрести путёвку и отдохнуть здесь может любой житель ПМР. И пока у государства и предпринимателей до курортной зоны не дошли руки, находятся люди, которые обустраивают её по своему разумению.
Всю свою сознательную жизнь бендерчанка Бэла Михайловна Дорягина мечтала построить свой маленький рай. Местом для его создания она видела только Меренешты. И вот пять лет назад, выкупив заброшенный дом с большим куском заросшей лесом земли, она принялась за дело. Мы не будем описывать, сколько труда вложено в этот уголок. По словам Владимира Телюка, он сам с интересом и удивлением наблюдал, как на месте пустыря реализовывался уникальный проект – частное владение, открытое для отдыха родных и друзей. Центральное место занял бассейн, переливающийся нежной голубизной, с чистейшей водой, за домом разбита волейбольная площадка, по внутреннему периметру ограды расположилось несколько беседок для трапез приезжающих гостей. Но главная гордость тётушки Бэлы – её молодой сад, ягодник и цветник. Здесь произрастают только оригинальные породы плодовых деревьев и цветов. Карликовые персики, которые дают за сезон всего 5-6 плодов, но каких! Достойных самых престижных выставок! Древесные пионы – им пока 4 года, но через несколько лет, достигнув своей зрелости, они распустят на своих кронах десятки цветов. Сакура, напоминающая иву, поскольку привита плакучей красавицей. Смородина под названием «Чёрный принц» со вкусом крыжовника, 400 кустов древовидных роз. А ещё целый фундуковый сад! О таких вещах, как клубника, малина, огурцы и помидоры, говорить не будем. Это само собой разумеющееся явление, открытое для лакомства всех, кто бы к маме Бэле ни приехал погостить и отдохнуть. Сама она с гордостью призналась, что среди её друзей есть немало людей, величающих её не иначе, как мамочка.
Единственное условие, которое выставляет Бэла Михайловна своим гостям, – отдыхать, как у себя дома, а именно: не сорить, не напиваться, не ругаться и не демонстрировать «широту» своей души. Недостойное поведение неприемлемо и не прощается.
Мы уходили от тётушки Бэлы под мелодии «старых песен о главном», которые лились из установленного во дворе динамика. Водитель Сергей уже договаривался о проведении здесь своих именин, фотокор Виктор беспрерывно снимал всё, что попадало в поле зрения, а у меня не кончались вопросы к хозяйке удивительной усадьбы, которая, судя по всему, была совершенно счастлива, живя, как сама выразилась, ради всей этой красоты.
Впрочем, не следует думать, что у жителей Меренешт мало проблем. Минимальное финансирование социального сектора заставляет думать и крутиться кого бы вы думали? Ну, конечно же, местного народного избранника Владимира Телюка. В сложных моментах подставляет плечо депутат Верховного Совета Игорь Ярыч. Так, три года назад добились, наконец, уличного освещения в новом посёлке (улица Абрамовича). Кицканский сельский Совет оплатил проект, прокладку кабеля, установку столбов, а вот на светильники денег не дали. Их достал Телюк… из своего кармана. Это, можно сказать, крупное вложение, а «мелочёвку», типа столбов для кладбищенских ворот и подсыпки гравием уличной дороги, он не считает. Вообще надо сказать, селу повезло с депутатом. Владимир Ярославович из той породы людей, которым до всего есть дело. Он просто не может жить по-другому, а потому любую общественную проблему идёт и решает, как свою собственную.
Сегодня селу, как воздух, нужен водопровод. По нынешним временам такое звучит по меньшей мере дико, но факт остаётся фактом: в Меренештах никогда не было централизованного водоснабжения. Люди до сих пользуются колодцами – одним на два двора. И хотя у всех установлены насосы и по максимуму облегчен процесс добывания воды, основной проблемы это не решает. В прошлом году в Меренешты приезжали представители Бендерского «Водоканала», определили место для бурения скважины, чтобы с начала нынешнего года приступить к работе. Но пока дело застопорилось, хотя Владимир с начала года не перестаёт тормошить службы, задействованные в этом процессе. Жители села с нетерпением ждут обещанного водопровода, надеясь, что уж нынче-то его запустят обязательно. Отправляясь в обратный путь, мы пожелали, чтобы это событие обязательно случилось, и у населённого пункта снялась главная проблема.
На выезде из села невозмутимый страж, так же, как и все прошлые годы, стоя в гнезде, молчаливо провожал взглядом бегущие по дороге автомобили. Его вахта, несмотря ни на что, продолжалась дальше.
Галина БЕЗНОСЕНКО, с. Меренешты, Слободзейский р-н.
Фото Виктора Громова.