Домой Общество «После нас хоть потоп». Только наоборот…

«После нас хоть потоп». Только наоборот…

0

Гидроэнергетика – палка о двух концах. С одной стороны, ГЭС вырабатывают самую дешёвую электроэнергию, а с другой… Вот другому аспекту и будет посвящена эта публикация.

Да, в настоящее время пытаются найти альтернативные традиционным способы выработки электричества. Солнечные батареи, «ветряки», использование морского прибоя в промышленных масштабах не используются. Хотя не так давно в Шотландии провели эксперимент, когда эта историческая область Соединённого Королевства сутки продержалась на электроэнергии, выработанной «ветряками». Дольше экспериментировать шотландцы не захотели. Видимо, на то были весомые причины. Да и не каждая страна мира может похвастать продуваемым всеми ветрами побережьем. То же касается и использования солнечных батарей, которые, например, вовсе не годны для полярных широт, где  полгода стоит ночь, а полгода – день. Ну а стран, которые лишены выхода к морю, специально я не подсчитывал, но, кажется, больше, чем прибрежных.  Поэтому, увы, сегодня мы вынуждены пользоваться экологически небезопасными типами электростанций – тепловыми, включая атомные и гидро. Спорить о том, какой из них наносит больший вред, не будем.  До Чернобыля АЭС считались самыми безопасными, но вмешался пресловутый человеческий фактор.  Человеческий, причём самого высокого – государственного уровня,  сегодня ставит под угрозу само существование реки Днестр.

13 июня 2016 года Правительство Украины принимает программу развития гидроэнергетики до 2026 года. Один из её пунктов – строительство каскада из шести ГЭС на Днестре в Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой областях. Стоит напомнить, что в настоящее время, кроме расположенной в Приднестровье Дубоссарской гидроэлектростанции, на реке имеются две украинские – Днестровская ГЭС и Днестровская  ГЭС-2. С 1983 года ведётся сооружение Днестровской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС). На сегодняшний день в эксплуатацию введены три из семи её гидроагрегатов. И без планируемых шести станций гидрологический режим Днестра сильно изменился. Летом прошлого года, например, можно было наблюдать во многих местах, как люди переходят реку вброд, а кое-где ясно были видны отмели. Дубоссарская ГЭС, ввиду падения уровня воды в реке, работала вполовину своей проектной мощности. И это в условиях, когда на Украине ещё не завершено строительство Днестровской ГАЭС и не приступили к созданию каскада из шести новых гидроэлектростанций. Каковы будут последствия, если планы украинского кабмина будут реализованы? Безусловно, без электроэнергии Приднестровье не останется. Есть Молдавская ГРЭС, но ещё Ленин в своё время писал, что использовать в качестве топлива нефть – всё равно, что топить печь ассигнациями. Мазут на МГРЭС в качестве топлива сегодня не используется. Работает она на газе. Эта электростанция работает на экспорт в Молдову, а также на промышленные предприятия. Основным снабженцем электроэнергией населения является как раз Дубоссарская ГЭС, дальнейшая судьба которой, как оказывается, зависит от воли украинских властей. Поэтому переориентация населения на МГРЭС чревата резким скачком тарифов на электроэнергию.

«Что будет с рекой? Умрёт она или не умрёт? Конечно же, как водоём она не умрёт. Но проблема в том, что река уже потеряла свой классический облик горно-равнинной реки, который она в себе несла. Строительство этого каскада плотин приведёт к тому, что за счёт уменьшения скорости течения будут происходить процессы заболачивания. С другой стороны, будут образовываться отмели. Не исключено, что в какой-то период река может превратиться в цепочку озёр. Часть видов рыб исчезнут в Днестре. В разные времена в русле Днестра обитало около 70 видов рыб. Сегодня в пределах Приднестровья обитает порядка 50 видов, из которых часть находится на грани исчезновения. Это чоп – эндемик (биологический вид с ограниченным ареалом. – Прим. ) Днестра, занесённый в Красную книгу, который ещё, к счастью, встречается в реке, или та же краснокнижная стерлядь, которая на сегодняшний день является единственным видом осетровых, обитающим в Днестре. Сохранилась стерлядь только потому, что она нерестится в реке, не уходя в море», – заметил в интервью нашей газете декан естественно-географического факультета Приднестровского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко, кандидат биологических наук Сергей Филипенко. При этом он напомнил, что семейство осетровых в Днестре некогда одним лишь видом не ограничивалось. Здесь обитали русский и черноморский осётры, белуга, севрюга, которые живут в море, но на нерест уходили в реку. Основные нерестилища этих видов осетровых были в районе Рыбницы. После строительства Дубоссарской ГЭС привычные места нереста оказались отрезаны плотиной. Это то, что мы уже имеем. Какие последствия для ихтиофауны Днестра будет иметь воплощение в жизнь украинской программы гидроэнергетики? Самые катастрофичные. А ведь река – это не только рыба. Она является родным домом или почти таковым для представителей других классов животных – млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий и далее по эволюционной ниспадающей. А есть ещё и водная и околоводная флора. Старший преподаватель кафедры биологии госуниверситета Иван Игнатьев рассказал, что на Украине в процессе постепенного ввода в строй Днестровской ГАЭС под угрозой исчезновения оказались несколько эндемичных видов растений, а экосистема нескольких украинских национальных парков общегосударственного значения, главный из которых Нижнеднестровский, начинает претерпевать необратимые процессы. Приднестровье же и без украинской программы развития гидроэнергетики  не может похвастать особым биоразнообразием…

Как отметили в интервью газете «Приднестровье» Сергей Филипенко и Иван Игнатьев, планы Украины чреваты и такими «мелочами», как ухудшение качества питьевой воды и увеличение  из-за снижения способности реки к самоочищению болезнетворных организмов…

14 марта во многих странах мира отмечался Международный день рек.  Примечательно, что учреждён он был на Международной конференции против строительства крупных плотин, прошедшей в марте 1997 года в бразильском городе Куритиба, как «Международный день действий против плотин». Для Приднестровья, как видим, сегодня актуально именно его первоначальное название. И не только для Приднестровья…

В Приднестровском госуниверситете им. Т.Г. Шевченко 14 марта прошла конференция, в которой приняли участие студенты и преподаватели естественно-географического факультета вуза. Прошла она под лозунгом «Нет плотинам на Днестре! Спасём Днестр!». Примечательно, что под схожими слоганами в этот же день проводились акции протеста на Украине и в Молдове. Молдавские экологи, например, протестовали у зданий украинского посольства и представительства ЕС – Европейский банк реконструкции и развития является одним из двух «меценатов» украинского проекта. Второй – Международный валютный фонд. В Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой областях Украины протестные настроения проявились ещё при первых сведениях о намерении окончательно перегородить Днестр плотинами. Областные рады Тернопольской и Ивано-Франковской областей приняли решение о запрещении не только строительства гидросооружений на своей территории, но и согласования проектной документации.

«Что требуется сейчас? Прежде всего, изменение отношения к бассейну реки. Необходим переход на так называемый «бассейновый принцип управления», при котором не каждая страна управляет своим кусочком реки, а управление представляет собой целостную систему», – подчеркнул в своём докладе старший преподаватель кафедры биологии Иван Игнатьев.

Выступая на конференции, он со ссылкой на данные украинских специалистов отметил, что экономический эффект от создания ещё шести электростанций на Днестре будет мизерен, а Ивано-Франковская, Тернопольская и Черновицкая области Украины сегодня не ощущают нехватки электроэнергии. Зато окажутся затопленными 39 тысяч гектаров, в зону предполагаемых водохранилищ попадают 45 сёл, необходимо будет переселить три с половиной тысячи жителей этих населённых пунктов.

Кирилл Нефёдов.

Exit mobile version