По стопам Гросула

0

Владислав Якимович Гросул – ученый с мировым именем, доктор исторических наук, профессор, академик Международной Славянской академии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, наш земляк, человек, внесший личный вклад в создание приднестровской исторической школы…

Отец юбиляра, Яким Сергеевич Гросул, – личность не менее известная. Уроженец села Карагаш, родившийся в крестьянской семье, он окончил Тираспольский пединститут, стал первым деканом исторического факультета, а впоследствии – создателем и первым президентом Академии наук Молдавии. В 2009 году Карагашской русско-молдавской школе было присвоено имя академика Я.С. Гросула.

Сын Якима Сергеевича пошел по его стопам. Стал историком.

Уже в школьные годы у него проснулся интерес к исторической науке. Поступив на историко-филологический факультет Кишиневского университета, он вскоре вошел в число лучших студентов.

В 1961 году В.Я. Гросул окончил университет и был принят лаборантом в Институт истории Молдавской академии наук, а всего через несколько месяцев поступил в аспирантуру. Защитившись в Москве, Владислав Якимович вернулся в Кишинев, принял активное участие в написании Молдавской советской энциклопедии. В первом томе он поместил 11 своих статей.

В начале 70-х Гросул принимает предложение директора Института истории СССР и переезжает в Москву, где работает в отделе общих проблем народов СССР. Публикации автора имели большой резонанс не только в СССР, но и во многих странах мира. В 1976 году, защитив докторскую диссертацию, Гросул становится одним из самых молодых в стране докторов исторических наук. В 70-е-80-е годы он – признанная величина в научном мире. В настоящее время перу ученого принадлежат около 600 научных работ, в том числе 15 индивидуальных и 16 коллективных монографий.

В Советскую Молдавию Владислав Якимович приезжал регулярно: участвовал в подготовке энциклопедических изданий, готовил аспирантов, помогал в работе над многотомной «Историей Молдавии». К сожалению, этот академический труд так и не удалось завершить. Издать успели всего один том, после чего «История Молдавии» (и не только она!) стала жертвой дорвавшихся до власти националистов.

Летом 1988 года В.Я. Гросул по обыкновению приехал в Молдавию. Однако на сей раз вместо традиционного радушия и гостеприимства ему пришлось лицезреть митинги праворадикалов. «Когда стране трудно, ученый не может стоять в стороне» – таков его девиз. И действительно, в эти дни Владислав Якимович пишет свой первый материал, направленный против возбудителей языковой проблемы в Молдавии, ратовавших за внедрение молдавского языка на основе латинской графики. Страстям и комплексам националистов он противопоставил научные доводы, привел неопровержимые факты, вступив в ряды борцов за национальное равноправие и молдавскую самобытность.

Но события развивались слишком стремительно. Особенно ученого беспокоил проект дискриминационного закона о языках, принятие которого привело бы к ещё большему обострению социальной напряженности. Введение одного государственного языка В.Я. Гросул называет актом, совершенно не соответствующим этнокультурным и языковым особенностям региона. «Если учесть все многообразие исторических источников, то они отнюдь не подкрепляют намерения народнофронтовских теоретиков», – пишет он.

Вот только что мог сделать исследователь, когда вся страна трещала по швам.

В условиях форсированной румынизации Советской Молдавии, её готовящегося отрыва от союзного центра и бездействия последнего, народ Приднестровья вынужден был решительно бороться за свое будущее.

И.Д. Белоус и И.К. Гораш, авторы книги «Владислав Гросул: дорогой исканий», пишут: «В начале сентября 1989 года руководители приднестровского общественного движения обратились к В.Я. Гросулу с просьбой дать историческую справку по Приднестровью». И ученый охотно откликнулся. Тем более что ещё в 60-х он начал специально изучать прошлое родного для него Левобережья Днестра.

«В.Я. Гросул видел в Приднестровье очаг сохранения молдавской государственности, над которой нависла смертельная опасность, считал необходимым предостеречь Приднестровье от националистической эпидемии, сделать его регионом подлинной дружбы народов», – отмечают биографы Белоус и Гораш.

И приднестровцы не подвели. Создав собственное государство, жители ПМР сумели отстоять интернациональное братство, одержали победу в борьбе за сохранение молдавской самобытности (в настоящий момент ПМР – единственное государство в мире, где сохраняется молдавский язык на кириллической графике, оберегаются и преумножаются сокровища молдавской культуры).

Как отмечает заведующий кафедрой отечественной истории ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор Николай Бабилунга, «при непосредственном участии В.Я. Гросула и под его руководством формировалась приднестровская историческая школа – была подготовлена уникальная фундаментальная работа «История Приднестровской Молдавской Республики», которая заложила основы исторической науки нашего края. Как видный специалист в области истории России, Молдавии, Приднестровья и балканских стран В.Я. Гросул пользуется непререкаемым авторитетом».

В 2001 году из-под пера автора в издательстве Российской академии наук вышла книга «Карагаш – минувший и нынешний (история одного приднестровского села)». Согласитесь, далеко не каждое село и не каждый город может похвастаться историей, написанной академиком. Карагашцам, вне всякого сомнения, повезло.

Но самое приятное, что, живя столько лет вдали от малой Родины и столького в жизни добившись, Владислав Гросул не забыл о своих корнях. «И мой отец, и мой дед, и мой прадед  (участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.), уроженцы села Карагаш, всегда считали себя молдаванами, а свой язык – молдавским», – с гордостью говорит он, словно противопоставляя свою позицию Иванам не помнящим родства. Особенно тем из них, кто, засыпая молдаванином, мечтает проснуться румыном. Равно как и тем, кто «поднявшись», смотрит на земляков свысока.

Николай Феч.

Exit mobile version