В четверг состоялся пленум Верховного суда, посвящённый подведению итогов деятельности высшего судебного органа и нижестоящих судов за прошедший год.
Забегая вперёд, стоит отметить, что участвовавший в работе пленума Президент Евгений Шевчук очень высоко оценил работу судебной системы республики. Об объективности этой оценки наиболее красноречиво говорили сухие цифры статданных, приведённые в прозвучавших на пленуме докладах.
Ещё не так давно, лет семь назад, обычной практикой для судов было рассмотрение дел годами. В связи с чем глава государства отметил: «Слава Богу, что сейчас нет практики, когда бы дела рассматривались годами. Это значит, что граждане Приднестровской Молдавской Республики в сроки, оговорённые законом, имеют право на судебное рассмотрение дел. Это является серьёзным позитивным результатом деятельности всей судебной ветви власти».
Судите сами… По словам заместителя председателя Верховного суда – председателя Судебной коллегии по уголовным делам Натальи Власенко, у многих судей городских и районных судов в прошлом году вообще не было дел, которые бы рассматривались более 3 месяцев. От трёх до шести месяцев в 2015 году было рассмотрено 51 уголовное дело. Для сравнения, в 2010 году таковых было 109. Свыше шести месяцев в отчётный период рассматривалось 51 дело. Пять лет назад – 135. Наталья Власенко также сообщила, что впервые за всю историю Верховного суда остаток, перешедший с прошлого на этот год, составил всего три уголовных дела, одно из которых поступило в декабре прошлого. На сегодняшний день одно из этих трёх дел уже рассмотрено. Ещё два должны быть рассмотрены 5 февраля. Аналогичная ситуация наблюдается и в гражданском судопроизводстве. По словам и.о. председателя Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Майи Таран, в 2015 году процессуальные сроки были нарушены при рассмотрении судами республики в 371 случае. В то время, как в 2014-м этот показатель составлял 899 гражданских дел, а в 2013-м – 2812. При этом из-за увеличения вакантных мест заметно возросла нагрузка на одного судью. В 2015 году она составила 246 гражданских дел. В 2014-м она была 236 дел. Наиболее ощутимо кадровая нехватка ощущается в Григориопольском районном суде, где в настоящее время работает всего трое судей. Естественно, что там и самая высокая нагрузка на одного судью. Например, по гражданским делам она составляет 514 дел на одного судью. В той или иной мере кадровый голод ощущает каждый суд общей юрисдикции, в том числе и высший судебный орган. Как отметил в интервью журналистам его председатель Владимир Рымарь, высший судебный орган укомплектован судьями лишь на 48%. Согласно штату, там полагается 41 судья. Работает же в настоящее время всего 20. Полностью неукомплектованы Военная и кассационные коллегии, как по уголовным, так и гражданским делам. Также, по словам Владимира Рымаря, остро стоит вопрос и с материально-техническим обеспечением деятельности Верховного суда. Его минимальные потребности в прошлом году были профинансированы лишь на 29%.
Несмотря на всё вышесказанное, как свидетельствовали приведённые в докладах статистические данные, по сравнению с предыдущими годами улучшилось качество рассмотрения дел судами республики. Об этом говорят данные о количестве отменённых судебных решений. Например, отмена в 2014 году по гражданским делам составила 1,76% от всех решений судов, а в прошлом году – 1,35%. При этом количество обжалуемых в вышестоящих инстанциях дел с каждым годом наоборот возрастает.
Кроме проблем с кадрами и материально-техническим обеспечением во время общения Президента в рамках пленума с судьями были также затронуты вопросы, касавшиеся законодательства и правоприменительной практики. Так, Наталья Власенко в своём докладе обратила внимание на возросшее число оправдательных приговоров. Таковых в прошлом году был 21. С одной стороны, в данном случае можно констатировать торжество закона, а с другой – за каждым из этих фактов стоят ошибки следственных органов. В связи с этим Евгений Шевчук дал поручение руководству Следственного комитета предоставить на коллегию этого ведомства по итогам 2015 года, которая должна состояться в скором времени, данные обо всех обстоятельствах ошибок следственных органов, послуживших причиной вынесения каждого оправдательного приговора.
Также были даны ещё несколько поручений министерству юстиции, Следственному комитету, прокуратуре и МВД, которые касались совершенствования как законодательства, так и правоприменительной практики. Поводом к ним послужили жалобы судей Верховного суда, прозвучавшие во время работы пленума. Например, как незаконное судьями было охарактеризовано применение непосредственно инспекторами ГАИ админнаказаний за нарушение Правил дорожного движения. Согласно законодательству, такими полномочиями наделены начальник и замначальника ГАИ. По словам заместителя председателя Верховного суда ПМР Натальи Власенко, очень много административных дел данной категории в судах отменяется из-за того, что наказание было применено ненадлежащими лицами. Также отмечалась и необходимость изменения некоторых норм административного и уголовно-процессуального законодательства. В частности, указывалось на слишком маленький срок привлечения к ответственности виновных в совершении дорожно-транспортных происшествий. В Приднестровье он на сегодняшний день – четыре месяца. Для сравнения, в России – 1 год. За то время, которое отведено приднестровским законодательством, по словам судей, зачастую невозможно провести полноценное расследование всех обстоятельств автопроисшествий, тем более в случаях, когда необходимы судебные экспертизы. Как результат, страдают права и законные интересы потерпевших. Российский опыт упоминался и в случаях, когда в процессе судебного разбирательства выявляются признаки более тяжкого преступления, нежели были установлены следственными органами. Согласно приднестровскому законодательству, суды не имеют право возращать подобного рода дела. В России же такая практика существует.
Иван Викторов.