Скоро наступит долгожданная летняя пора. Наконец можно отправиться отдыхать, позагорать на солнышке и побездельничать вволю. Можно отправиться на Днестр, вдохнуть свежего ветра. Конечно все будут рады любому отдыху и с одинаковым удовольствием поплескаются в реке, позагорают на пляже. Это принесет много радости, останутся красивые фотографии и приятные воспоминания. Но чтобы отдых остался радостным и ничто не омрачало веселье, стоит соблюдать правила безопасности на воде.
Днестр непредсказуем: подводные течения, резкие перепады глубины, неровное дно. Однако таблички «Купаться запрещено» редко останавливают отдыхающих.
Неудачное падение с большой высоты в воду ничуть не лучше падения с такой же высоты на асфальт. Даже прыжок с двухметровки может привести к значительным повреждениям, а может стать и роковым. Остаться после него целым и невредимым профессиональные спортсмены могут только при правильном, кропотливом и длительном расчете своих действий.
Если бы любители были так же хорошо осведомлены, как и профессионалы, то несчастных случаев было бы намного меньше.
Мы познакомились с тремя молодыми людьми, жизнь которых кардинально изменилась после одного рокового прыжка.
Александр Ковальчук. 1999 год, 7 июня.
Этот день начался совершенно обычно – тренировка, подготовка к дипломной работе, защита которой через неделю, и пляж. Все как всегда, только в тот день парни лепили из песка трамплин высотой примерно метр. Сейчас я уже понимаю, что в этот день было два ключевых фактора: трамплин, который изменил привычную высоту берега, и уровень воды в Днестре, глубина которого меньше обычного.
Прыгнув первый раз, я как-то неправильно вошёл в воду. Вышел из воды и, отодвинув двоюродного брата, сказал: «Отойди, я еще раз прыгну»… И прыгнул. В полёте появилось ощущение, будто мне ноги швырнули за голову, через секунду я почувствовал, как воткнулся головой в дно. Открыл глаза сразу и, сказав «ай», выпустил воздух. Хочу всплыть, но не чувствую тело, только голова и плечи… Из последних сил пытался грести и всплыл. Друзья заметили и стали вытаскивать. У меня голова опрокинулась – стало очень больно, и я попросил меня положить. Старшие знакомые, которые тоже были на пляже, дали мне сигарету в рот со словами: «Малый, на, закури, это шок, не волнуйся». Мой лучший друг спрашивает: «Чувствуешь, тебе ноги от песка моют?». А я не чувствую, у меня от тела только плечи и голова остались… Потом долгие годы реабилитации. Крым, город Саки, Казантип, врачи… врачи… Много рассказывать. Люди помогали всем чем можно, спасибо им.
На данный момент я чувствую всё тело, напрягаю мышцы ног, остальные мышцы пока разрабатываю. Ничего, справимся. Нужно обязательно встать на ноги. Семья нужна – жена и дети. Но, мужем надо быть таким, чтобы не нагрузить своими проблемами, а наоборот, самому все решать.
Молодые парни, перед тем, как прыгать с обрывов и крутых склонов в поисках адреналина или еще чего-то, хорошенько подумайте… Я бы все отдал, если бы смог носить на руках жену и гулять со своими детьми.
Виталий Слипченко. Это был 1999 год, 15 июня.
Мне 17 лет. Мы с друзьями решили пойти на Днестр. История типичная: необорудованный пляж, прыжок, мелководье. Результат – перелом 6-го шейного позвонка и мгновенный паралич почти всего тела. Благодаря друзьям я выжил. Шоковое состояние, я не понимал, что случилось. Но очень скоро пришло осознание: я не могу пошевелить ногами, я ничего не чувствую. Вызвали «скорую», потом Кишинёв, операция. Спинной мозг был очень сильно повреждён. Ни один врач не давал каких-либо гарантий. Вердикт прозвучал неутешительный: выздоровление невозможно, при старательных усилиях возможно частичное улучшение.
На сегодняшний день, вот уже 19 лет, я прикован к креслу. Конечно, я стараюсь вести активный образ жизни. Учусь в институте, занимаюсь общественной деятельностью, но желание быть здоровым не уменьшилось.
Днестр – очень коварная река, он не прощает неосторожности по отношению к своему здоровью.
Андрей Маковей. 2007 год, август.
Мне было 19 лет. С друзьями пошли на Днестр, я нырнул с самодельного песчаного трамплина. Он оказался некрепким и во время прыжка развалился. Я ударился о берег, после чего непонятно как оказался в воде. Друзья, которые были рядом и увидели, что что-то не так, вытащили меня на берег. «Скорую» не вызывали, думали, что ничего страшного не произошло. Домой меня доставили на машине, но через какое-то время поняли, что всё очень плохо. Меня отвезли в госпиталь, там же сделали операцию. С тех пор я нахожусь в инвалидном кресле. Попытки хоть как-то улучшить состояние моего здоровья пока не привели к успеху, травма оказалась очень серьёзной.
Я решил поделиться своей историей для того, чтобы другие ребята не раз подумали, прежде чем прыгать в воду, последствия могут быть очень плачевными.
Все эти (и многие другие) случаи объединяют трамплины, неправильные прыжки и мелководье. Получается: чтобы уменьшить количество пострадавших от реки Днестр и собственного неблагоразумия, необходимо провести ликбез среди молодежи. Администрация учебных заведений совместно с социальными психологами и сотрудниками безопасности должны проводить регулярные беседы. Плюс усиление контроля за пляжами и ужесточение запретов на купание в неположенных местах. Также на данный вопрос должна обратить внимание администрация города: если оборудовать пляж интересными местами для развлечений, то обрывы и прыжки могут перестать привлекать людей.
Регина Васильчук, волонтер «Поможем вместе».
Подготовил Роман БОРТНИК.