7 января 1724 года, предположительно в городке Рашкове, принадлежавшем польским магнатам Любомирским, родился младенец Иоанн, сын Данила Крыжановского. Предположительно крестили его в униатской церкви, так как православных здесь до второй половины века, по-видимому, просто не было. Всевышний послал рабу Божьему долгую жизнь. И это притом, что город неоднократно подвергался разорению. Прожив 96 лет (что в те времена, впрочем, как и в нынешние, было редкостью), Иоанн Крыжановский преставился в 1820-м. Предположительно, преставился православным, так как униатство сильно сдало позиции после вхождения Приднестровья в состав Российской Империи. Похоронен Иоанн Крыжановский рядом с супругой Екатериной, родившейся в 1727-м, а умершей в 1817-м.
Всё это мы узнали (а кое-что – предположили) из небольшой надписи на каменном кресте, который без малого двести лет стоит на православном кладбище в Рашково.
Первой в экспедиционном маршруте значилась Грушка. Старая часть кладбища расположена на холме, сильно заросшем сиренью. Прорубаясь сквозь заросли, исследователи обнаружили крест со всевидящим оком, месяцем, солнцем, стилизованными цветами и черепом.
Ещё одна находка – поминальный столб XVIII века с хорошо читаемой надписью: «Сей крест соорудила раба Божия Анисия Тухарка и чада её Григорий, Симеон, Иов и Леонтий. 1798 г.».
Вообще, как ни печально, но приходится констатировать: вплоть до конца ХVIII – начала ХIХ века пласт христианских памятников в Приднестровье практически полностью отсутствует. Пока удалось обнаружить лишь единичные свидетельства этого периода. Причин тому несколько. С одной стороны, времена были неспокойные. С другой – о сохранении древних артефактов в последующие эпохи никто особенно и не задумывался.
На месте старых кладбищ во многих селах находятся стадионы, Дома культуры. Так, в селе Хрустовая исследователи застали лишь фрагменты существовавших некогда памятников. Конечно, можно было бы всё свести к «безбожной советской власти». Однако, на самом деле, память о пращурах уничтожается и в наши дни. В целом ряде сел участникам экспедиции попадались сваленные в пирамиды фрагменты крестов и плит. И это не самый худший вариант. Зафиксированы акты вандализма: разрушение памятников черными копателями, охотниками за нательными крестами и обручальными кольцами.
А то, что имена на камне, выбитые в XVIII – XIX веках, имеют к нам непосредственное отношение, не вызывает сомнений. К примеру, в Грушке до сих пор распространены фамилии Унтура и Тухарь. Их же носители жили здесь 200 с лишним лет назад.
Но вот кого никак нельзя было предположить встретить в Грушке, так это латиноамериканца. Здесь в 1999 году обрел покой Эрнесто Вега Бланко. На памятнике надпись: «Te quiero mucho» (по-испански – «я очень тебя люблю»).
Запечатленный в камне полет фантазии местного умельца трудно было бы не заметить. Но вот то, мимо чего мы вполне могли пройти: простой по форме каменный крест, каких тут немало. Что-то всё же привлекло внимание археолога Игоря Четверикова. Он попросил фотографов снять памятник, используя боковой свет вспышки. И вот на фото проявилось изображение в деталях: Бог Отец или Бог Сын, голубь (Святой Дух) и две чаши (два кубка). Бог с распростертыми руками и Святой Дух, голубь с распростертыми крыльями, стилистически и композиционно повторяют друг друга. Всё настолько четко, гармонично, что, кажется, рисунок сделал сам Леонардо да Винчи. Почему чаш две, а не одна (Святой Грааль) – вопрос открытый.
Пока исследователи ломали голову над одной загадкой, приднестровский север щедро подбрасывал новые, причем из совершенно другой области. В селе Подоймица на глаза путешественникам попался монумент с надписью: «В память русско-японской войны 1904-1905 г. Запасные нижние чины с. Подоймы и Подоймицы». Вот это находка! Но, как оказалось, о памятнике знаем не только мы. Он занесен в Единый государственный реестр недвижимых объектов культурного наследия ПМР.
Член поисковой группы журналист Александр Корецкий связался с заведующей библиотекой с. Подойма Анной Фёдоровной Гроза, а та поинтересовалась у 90-летней жительницы села Марии Сидоровны Кафтанатий. По словам старожила, решение водрузить монумент было принято в 1907 году. С инициативой выступили родственники пяти погибших односельчан. Деньги собирали всем селом, памятник строили своими силами. Открыли монумент, скорее всего, в 1910 году.
Интересно, что «Америку» в Подоймице открыли для себя не только участники проекта. Анна Гроза, погрузившись в тему, с удивлением узнала, что Симеон Махненко, сын одного из убитых на войне сельчан, – её прадед.
Почти в два раза Сильвестра Иоакимовича пережила раба Божия Татьяна, жена Петра Воротылы. На кресте надпись: «Прожила 120 лет. Умерла 19 февраля 1885 г.». Следовательно, родилась Татьяна в 1765-м.
И снова Рашково, книга, которую мы, приднестровцы, похоже, только начинаем читать. Исследователи, в силу неожиданно испортившейся погоды, успели бегло прочесть и зафиксировать лишь имена на православных крестах. А есть ещё страницы, связанные с католическим кладбищем, двумя еврейскими. Охватить весь материал, разобраться в написанном на иврите – задача не из легких, но крайне увлекательная.
Имя на камне, не читавшееся, не звучавшее на протяжении столетий, должно быть спасено для истории, произнесено вслух.
В масштабах всемирной истории пополнение семейства Данила Крыжановского в 1724 году осталось ничем не примечательным явлением. Но для нас, потомков, факт этот важен уже тем, что Иоанн без малого 200 лет покоится здесь, на приднестровской земле. Камень, на котором выбито его имя, – материальное выражение истории Отечества ХVIII-XIX вв.: запечатленное, осязаемое…
Николай Феч.