В не столь далёкие годы, посещая приднестровскую глубинку, приходилось слышать от местных жителей: «Понаехали тут. Скупили земли бывшего колхоза. Жируют, а на село им начхать».
Обобщать – дело грешное и неблагодарное, но были и землепользователи, которые так и вели себя. Для них лучше, если бы окружающих сёл вообще не было. С пенсионеров проку никакого, а работоспособного в округе днём с огнём не сыщешь.
В своё время новому поколению обитателей постсоветского пространства вбили в мозг очень вредный постулат: «Хочу работать на себя, а не на кого-то». Вы думаете, после «лихих 90-х» произошло переосмысление, что нельзя жить в социальном вакууме? Не у всех. Недавно пришлось опять услышать от начинающих приднестровских предпринимателей всё ту же мантру: «Надоело работать на других. Хочу работать на себя!». Хотелось сказать в ответ: «Тогда добро пожаловать на необитаемый остров!».
На земле же с такими мыслями уже три года делать нечего. Землю сейчас дают в пользование на конкурсной основе, а обязательным условием является вложение средств в развитие села.
На днях в министерстве сельского хозяйства и природных ресурсов в присутствии представителей этого ведомства, а также минэкономразвития, минфина и госадминистрации соответствующей административно-территориальной единицы отчитывались о выполнении инвестиционных обязательств сельхозпроизводители.
«Селу мы помогаем как можем. Там осталось всего человек 200 преимущественно пожилого возраста. Не будем помогать – не будет села. В нашей агрофирме в общем работает более тридцати человек. Местных мало. В основном у нас трудятся люди с севера республики. Хоть и далековато, но всё равно едут», – сказал в интервью газете «Приднестровье» директор ООО «Кременчугская аграрная компания» Евгений Макаевский. Кроме выращивания технических и зерновых культур это сельхозпредприятие занимается и животноводством. Планирует увеличить поголовье коров. «Посмотрим, что будет с урожаем. От него будет зависеть, будем ли мы брать кредит на увеличение поголовья», – заметил Евгений.
Кстати, «Кременчугская аграрная компания» была крупнейшим инвестором в инфраструктуру населённого пункта из всех сельхозпредприятий, отчитывавшихся в этот день. Но у неё и самый крупный земельный надел. Средства, направленные на развитие входящего в городскую черту Тирасполя села Кременчуг, пошли на асфальтирование дороги, ремонт кровли в детском саду и создание детских площадок. Кроме этой агрофирмы отчитывались ещё четыре предприятия АПК из Рыбницкого района. Там вклады поскромнее, но всё равно весомые.
За средства одних отремонтировали дорогу, а кто-то помог в установке новых оконных блоков в детском саду. «Это достаточно существенное дополнение к бюджету. Конечно же, землепользователи какие-то большие капитальные вложения сделать не смогут, но за эти средства госадминистрации могут дополнительно провести ремонт, реконструкцию, обновление какого-нибудь социального объекта. Это позволяет улучшить жизнь в сельской местности и уменьшить отток населения», – заметил по окончании заседания в интервью «Приднестровью» первый замглавы минсельхозприроды Олег Дилигул.
Инвестобязательства делятся на две категории: первая – вложения в инфраструктуру сёл. Вторая – это траты на оборотные и необоротные средства. Если в первом случае, куда направить деньги, решает госадминистрация того или иного района и города, то во втором всё зависит от самого землепользователя. Поэтому, исходя из представленных отчётов, кто-то направлял средства на закупку новой сельхозтехники и строительство хозяйственных помещений, а кто-то вкладывался исключительно в «оборотку» – в семена и удобрения. Но и по первой, и по второй категории инвестиций во всех пяти случаях было стопроцентное выполнение обязательств.
К слову, среди отчитывавшихся была и фирма, хоть и существующая уже более восьми лет, но всё же входящая в число аграрных новичков. Учредителя ООО «Престиж-авто» Анатолия Котигу даже попытались подначить во время заседания на предмет, не пора ли поменять в названии предприятия «авто» на «агро». Не согласился. Позже в интервью «Приднестровью» он скажет, что «Престиж-авто» намерен сохранить прежний свой профиль – пассажирские автоперевозки и туристический бизнес. Сельским же хозяйством компания занялась потому, что считает эту сферу деятельности многообещающей. При этом Анатолий Котига подчеркнул, что в агросекторе начал не просто с нуля, а с минуса. «Мы получили абсолютно запущенные, сплошь поросшие сорняками бывшие земли ООО «Люка». По словам местных жителей, они не обрабатывались последние 6-7 лет. Вложения первые два года в них были сумасшедшие. В этом году мы начали ощущать эффект», – отметил мой собеседник.
Отношение к земле и к собственным обязательствам меняется. Это отметил и Олег Дилигул. «Если три года назад и ранее были землепользователи, которые оттягивали сроки выполнения инвестиционных обязательств или делали не в полном объёме, то в последние два года таковых уже почти не встретишь, – рассказал первый замминистра. – На факты нарушения инвестиционных обязательств моментально реагируют контрольные и надзорные органы, и к таким аграриям применяются меры административного воздействия. С каждым годом подобных случаев становится всё меньше и меньше».
Кстати, первый заместитель министра сельского хозяйства и природных ресурсов немного припозднился к началу заседания. Попросив прощения, объяснил задержку тем, что беседовал с одним из нерадивых землепользователей из того же Рыбницкого района. Позже в интервью нашей газете Олег Дилигул пояснит: «Это не было связано с инвестиционными обязательствами. Землепользователь ошибся в отчётной документации. Злого умысла здесь не было, но из-за своей ошибки он понесёт админответственность. У него были потери урожая из-за заморозков, но он несвоевременно оформил документы. Если происходят какие-либо природные катаклизмы, которые могут повлиять на урожай, необходимо, чтобы их в виде акта зафиксировала комиссия из нашего управления соответствующего района или города». Дело в том, что одним из оснований для отбора у агрария земли, кроме неуплаты налогов, невыполнения инвестобязательств и избытка карантинных сорняков, является неэффективность её использования. Основной критерий – постоянная существенная минусовая разница по сравнению со средней урожайностью в данной местности. Поэтому столь и важна фиксация последствий природных невзгод.
Тема урожая этого года при рассмотрении выполнения инвестиционных обязательств агрофирм периодически поднималась. Ведь членов комиссии интересовали перспективы, которые рисуют аграрии на близко обозримое будущее. Директор Кременчугской аграрной компании Евгений Макаевский в зависимость от урожая поставил расширение поголовья крупного рогатого скота.
Меж тем, во время обсуждения, справились или нет с обязательствами отчитывающиеся аграрии, говорилось и о том, что прогнозируемая урожайность по республике скачет от 18 центнеров с гектара на юге до 65 на севере. Поэтому и меня, когда беседовал с Олегом Дилигулом, волновало: а будет ли хлеб на столах приднестровцев. «На севере республики есть хозяйства, которые пострадали от ливней и града, но в общем объёме производства это не так сильно скажется, как засуха в Слободзейском и Григориопольском районах. Но за счёт расширения посевных площадей мы прогнозируем выйти на показатели прошлого года».
Кирилл Нефёдов.