В последние дни уходящего года на рубеже самой длинной ночи энергетики отмечают профессиональный праздник. Он ведёт отсчёт от 22 декабря 1920 года, когда на 8-м Всероссийском съезде Советов был принят план ГОЭЛРО, ставший ключевой схемой не только электрификации всей советской страны, но и проектом по восстановлению экономики в целом.
Вряд ли кто-то в разрушенной гражданской войной стране задумывался над стечением в одну дату таких символических событий, как зимнее солнцестояние, величавшееся нашими языческими предками днём возрождения солнца, и проекта века ГОЭЛРО, призванного в короткие сроки осветить миллиардами киловатт пространство огромной страны. Этот факт выявили позже. С тех пор он и стал особым знаком отличия Дня энергетика.
Невозможно переоценить значение электроэнергии в жизни человека. Она незримо присутствует в каждом доме, в каждой квартире, на каждом рабочем месте. Как невозможно переоценить и значимость Молдавской ГРЭС в жизни нашего региона. И не только потому, что электростанция – одно из основных бюджетообразующих предприятий республики. Сегодня каждому ясно, что без наличия на нашей территории генерирующего производства вряд ли бы состоялось государство Приднестровье.
ЕСТЬ УПОЕНИЕ В БОЮ…
В энергетике слово «вахта» наполнено глубоким смыслом. Казалось бы, что здесь особенного? Ведь круглосуточно работает не только персонал электростанций. Стоят на постах пограничники, ведут составы машинисты, всматриваются в океанскую даль моряки… Все они несут свою вахту на благо людям. Но никто, кроме энергетиков, не в силах вдохнуть жизнь в станки и машины, подарить людям тепло и зажечь в их домах миллионы рукотворных солнц. Вахта – это и есть тот самый главный оперативный персонал, что держит руку на пульсе электростанции. Это особая каста людей, чей стиль жизни несколько отличен от других.
Однажды мне довелось побеседовать с человеком, для которого энергетика стала судьбой. Профессионал высокого класса, он сказал так: «Есть поговорка: упоение в бою. Так вот, когда на блоке случается нестандартная ситуация (любая нестандартная ситуация, возникающая на энергоблоке, – это в десятки раз возрастающие риски для тех, кто несёт вахту. – Авт.), я испытываю соответствующее чувство. Всё твоё существо входит в одну вибрацию с машиной. То, что в спокойной обстановке ты можешь и не вспомнить, здесь приходит, как вспышка в ночи. Технология производства электроэнергии имеет свои жёсткие законы, которые столь же жёстко дисциплинируют человека».
Словом, как ни глянь, а профессия эта по всем параметрам должна быть сугубо мужской. Но кто ж остановит на этом пути наших женщин? Их на МГРЭС среди оперативного персонала не так много, но они есть и ни в чём не уступают сильной половине.
Сказать, что Татьяна спала и видела себя энергетиком, было бы неправдой, несмотря на то, что и статус профессии в Днестровске был весьма высок, и многие дети работников электростанции вполне осознанно выбирали этот путь. Больше всего в жизни она ненавидела однообразие. Ещё будучи школьницей, прошла все спортивные секции, что работали в посёлке. Выбирать всё-таки пришлось, ибо всем сразу не займешься. Волейбол… Ему она предана до сих пор.
За 4 года, что минули с выпускного вечера, и до своего появления на Молдавской ГРЭС Таня вкусила максимум разнообразных профессий: методист по спорту, обмотчица электродвигателей, лаборант штамповочного цеха… Она неистово искала себя и однажды, увидев призыв к молодёжи ехать на комсомольско-молодёжные стройки, махнула на Дальний Восток в порт Находка. Год работала штукатуром-маляром. Вполне понятно, что такая активная личность, как она, не могла не привлечь внимание руководства. Ей предложили возглавить комсомольскую организацию одного из учебных заведений города. В те времена такая должность открывала немалый карьерный рост… Дитя своего времени, она бы и вправду могла стать настоящим комсомольским вожаком. Но выбравшие эту дорогу в большинстве своём становились со временем типичными номенклатурными работниками, что, конечно же, для Татьяны было неприемлемо. Она вернулась домой.
Как тут не вспомнишь бессмертного Грибоедова: «…постранствуешь, воротишься домой. И дым Отечества нам сладок и приятен». Вероятно, дым из труб родной Молдавской ГРЭС и впрямь оказался настолько сладок, что после своего возвращения она прочно осела в Днестровске, тем более, что впереди маячил новый этап для повзрослевшей и закалившейся в скитаниях девчонки.
Рассказывать об обязанностях машиниста-обходчика оборудования – скучное дело. Кратко можно отметить: эта должность в совокупности всех специальностей, составляющих вахту, а это более 30 человек, тот самый винтик или шестерёнка, без которого невозможен процесс производства электроэнергии. Это жёсткий контроль и предельная собранность. За 8 часов смены по инструкции нужно трижды сделать обход оборудования, где простой визуальный осмотр «не прокатит». Котёл или турбину надо ощутить всей своей внутренней сутью, ибо цена невнимательности может оказаться слишком дорогой.
– И что там может случиться за два с половиной часа? – наивно поинтересовалась я. – Нельзя один обход пропустить?
Взгляд Татьяны был как на умалишённую. «Я обычно выходила больше», – кратко ответила она.
На стройплощадке МГРЭС. 60-е годы ХХ века.
Высочайшая ответственность – вечный спутник любого дела, за которое берётся Крамская. И неважно, производственное это задание или общественная работа. На электростанции все хорошо знают: если за дело взялась Татьяна, можно не сомневаться в его тщательном и грамотном исполнении. С юмором поведала о том, как сдавала свой первый экзамен по технике безопасности (ТБ). Что такое ТБ на тепловой электростанции, думаю, не надо пояснять. От одного взгляда на «талмуд» с инструкциями неподготовленному человеку можно впасть в отчаяние. Когда Татьяну первым делом попросили рассказать хотя бы то, что знает, она ответила: «Я знаю всё!», чем ввела в немалый ступор матёрых энергетиков… С самого сложного и нудного экзамена она ушла с оценкой «отлично».
Крамская лидер по жизни. И как бы странно это ни выглядело, но в мужском коллективе своей вахты именно её мнение всегда оставалось истиной в последней инстанции. Цельность натуры не позволяла Татьяне юлить или искать обходные пути. В сложные 90-е, когда месячный заработок энергетиков исчислялся 20 у.е., а на блочных щитах управления у вахтёров в результате напряжённой работы и недоедания стали случаться голодные обмороки, вахта призвала для разговора руководство станции. Посредником в переговорах, естественно, выдвинули Крамскую. Сначала ей пришлось провести нелицеприятный разговор по телефону и выслушать немало обидных слов в свой адрес, а после уже на собрании с общими коллективными претензиями Татьяна неожиданно оказалась один на один с начальством. Взрослые мужики спрятались за её хрупкую спину, опасаясь вставить даже слово. Она выдержала и это. Не сломалась, не обиделась…Просто сделала для себя определённые выводы, посчитав данную ситуацию хорошим уроком.
Она ушла с вахты, имея за плечами 20 лет горячего стажа, освоив за это время ещё одну оперативную специальность – машинист энергоблока. Больший срок могут выдержать лишь единицы. Сегодня Татьяна Ивановна работает инженером по организации труда в своём родном КТЦ-1. Но вахта для неё остаётся святым местом, и потому на всех уровнях своей нынешней работы она для вахтёров всё исполняет по максимуму, борясь за каждую их копейку. Она не жалеет времени на объяснения, выслушивает каждого и профессионально помогает в решении самых различных проблем.
За внешней суховатостью этой удивительной женщины бьётся большое сердце, в котором найдётся местечко для всех, кто идёт к ней с открытой душой. А ещё для братьев наших меньших – всевозможных котов и собак, что каждый день находят миску с едой возле её подъезда. Если Татьяна возвращается из магазина, в её руках будет обязательно две сумки, одна из которых предназначена усатым и хвостатым. Все давно к этому привыкли и порой даже не замечают. Для неё же это правило жизни: неизменно приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Галина БЕЗНОСЕНКО.
г. Днестровск.
Фото Виктории Кравченко