Завтра с самого утра в любую погоду потянутся приднестровцы в церкви с корзинками с фруктами, баночками с медом и яркими небольшими букетиками полевых цветов. Воздух у церквей сразу наполнится ароматом утренней свежести вперемешку с фруктовыми и цветочными запахами. И будет торжественно и необычно, потому что люди почтенного возраста всегда встают рано, а молодежь в выходные дни предпочитает отсыпаться. Но это будет совсем другой выходной день, когда православные молодые люди и их маленькие дети с рассветом уже будут стоять у входов в приднестровские храмы, чтобы вместе со всеми встретить праздник верующих христиан – Маковей или, как его еще иначе называют, Медовый Спас.
Каждый приходит к вере по-своему. А кто-то так и не приходит. Как говорят священники, людям не по чину приводить к Богу или же отговаривать друг друга от веры. Но как много сегодня в Приднестровье тех, кто к вере пришел или с ней родился. И насколько много тех, кто христианские праздники и традиции чтит так же тщательно, как и светские. В этот день в церквях соберутся разные верующие, верующие по-разному, если можно так сказать. Но будут они все вместе. И будут желать себе и другим здоровья. И будут ставить свечки за здравие живущих и во царствие небесное усопших. И будут вежливы и внимательны друг к другу, потому что церковь наполнена особой атмосферой, которая передается людям – впервые пришедшим в храм или же регулярно его посещающим. И, конечно, прихожане завтра все сделают верно – принесут то, что нужно, чтобы в храме освятили и мед, и фрукты. И потом, отстояв в кафедральном соборе Рождества Христова или в других храмах республики торжественную литургию, уйдут домой, наполненные добром, светом и ощущением того, что стали немного лучше. Но не всякий из них знает истинную историю праздника Маковей, большинство посвящено лишь поверхностно в обычаи его.
14 августа православная церковь отмечает праздник Маковея, который в церковном календаре называется Днем мучеников Маккавеев и праздником Вынесения честных древ Животворящего Креста Господня. Название праздника Маковей связано с тем, что 14 августа считается днем памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Семь братьев вслед за своим учителем святым Елизаром пришли в Иерусалим, который был обращен в язычество по воле сирийского царя. Пытаясь донести истинную веру, они были судимы и приняли мученическую смерть достойно, не отступившись от своей религии и не приняв язычество.
Другие, народные, названия праздника Маковей: Медовый или Мокрый Спас. Название Медовый Спас идет от обычая именно в это время подрезать соты. Предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить «неправильный» мед. Мед же, собранный в Маковей, считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви. Так же мы делаем и сегодня, стараясь освятить в церкви в этот день хоть небольшую баночку меда, чтобы потом принести ее в семью и угостить каждого. Верующие по желанию оставляют медовые подношения в церкви, одаривают ими пожилых людей, детей и тех, кто просит подаяние. Кроме того, в день Медового Спаса принято дарить друг другу не только баночки с ароматным лакомством, но и печь медовые коржики и пряники. В Приднестровье в эти дни устраиваются медовые ярмарки, где можно приобрести не только сам мед, но и прочие медовые продукты, а также отведать медовухи. В Маковей также пекут пироги с маковой начинкой, так как именно в эти дни и созревает мак.
В церкви в это утро освящают и специальный букет из разнотравья, «маковейчик». Сегодня его можно купить прямо перед храмом. Хотя в старину считалось, что такой оберег из цветов лучше собирать самому: по народному поверью, магическую защитную силу имеет только собственноручно собранный букет из 17 цветов и трав. В разных местах перечень цветов для «маковейчиков» отличается, но основа магического букета везде одинакова: калина, подсолнечник, ноготки, душица, овес, мята, полынь и, конечно же, мак. Кладут в «маковейский цветок» и цветы с поля, из леса, с огорода: бархатцы, астры, васильки, любисток, цикорий, тысячелистник. «Маковейчик» нужно хранить целый год до следующего праздника.
Почему этот праздник называют еще и Мокрым Спасом? Именно в это время вода в реке считалась целебной. По преданиям жители Константинополя в этот день из храма святой Софии, в разгар страшной эпидемии, вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, и освятили водоемы и колодцы. И свершилось чудо: болезнь, унесшая тысячи жизней, ушла из города. Наши предки на Медовый Спас обязательно купались в водоемах. Считалось, что в этот день вся вода смывает грехи, спасает от бед и болезней. Утром на Маковея ничего нельзя есть, пока не выпьешь святой воды.
Отметив Маковей, православные верующие ожидают два следующих августовских Спаса. Яблочный Спас, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большой церковной дате – Преображению Господнему. Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени, земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
Третий Спас августа в народе называют Хлебным или Ореховым, он приурочен к церковному празднику в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа. Празднуют его 29 августа, освящая хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен попробовать самый старший мужчина в семье. На Ореховый Спас люди шли в лес собирать орехи. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.
Татьяна
Астахова-Синхани.