Домой Общество Мнение Сносить нельзя хранить

Сносить нельзя хранить

0

Дай Бог, чтобы логическую запятую в предложении, вынесенном в заголовок, при очередном решении судьбы старых построек Тирасполя (да и других городов республики) ставил патриот города, время, а не очередной чиновник.

 

 

IMG_20150729_0001На эту мысль меня натолкнула публикация Саввы Морозова «Личное отношение… к облику родного города («Приднестровье», 25 июля 2015 года). Действительно, с некоторым сожалением и с болью в сердце приходится констатировать, что под снос пошли многие старинные здания, присущие только нашему городу и сохранявшие его историческое лицо.

…Помню родной Тирасполь после освобождения от немецко-румынских оккупантов. Город лежал в руинах, большинство многоэтажных зданий разбито до основания. Тут уж не до сохранения исторических строений: выбор сделала жестокая, разрушительная война. И все-таки, помнится, с каким вниманием и заботой восстанавливались уцелевшие здания: дом №105 по улице 25 Октября, здание пединститута (ныне – ПГУ), каркас без крыши городского театра, городская гимназия №6 им. Зелинского, здание по переулку Ф. Энгельса – угол улицы К. Маркса и здание моей родной школы №9, напротив Дворца торжественных обрядов (на пересечении улиц Свердлова и Луначарского)…

Вполне согласен с автором публикации С. Морозовым: нужно бережно относиться к старым домам, а к новым – как к реально существующим. Историю и время не остановить, разрушенное и снесённое – тем более не восстановить… Можно всё содеянное объяснить и оправдать. Даже снос «стометровки» и здание медицинского факультета ПГУ, оказывается, можно объяснить очень просто: Тирасполь – столица, её центральная улица должна выглядеть более современно.

Считаю, что самыми старыми зданиями в городе являются гимназия №6 и бывшее здание школы №9. И тут надо принять все меры по их сохранению. Девятая школа была открыта в победном сорок пятом году, в начале этого учебного года ей исполнится 70 лет. Само же здание, согласно историческим очеркам писателя Владимира Полушина, построено в конце XIX века, в нём располагалась городская управа, возглавляемая Георгием Ольшевским. Над двухэтажным зданием возвышалась пожарная башня, поныне сохранённая, с которой просматривался весь город, как на ладони (дома в большинстве своём были одноэтажные).

Вначале у нас был просторный двор, где проходили занятия по физической культуре. Но постепенно доблестная пожарная команда захватывала наш двор, с другой стороны на него триумфально наступала растущая швейная фабрика «40 лет ВЛКСМ» (ныне – «Одема»). Поэтому занятия по физвоспитанию вынуждены были проводить на прилегающих улицах и тротуарах, ближе к Днестру.

Припоминаю курьёзный случай. Преподаватель по физкультуре П.Жуковская вывела нас на поляну близ паромной переправы, где неподалеку находилась колхозная конюшня. Занятие простое – метание учебной гранаты. Норматив ГТО. Доходит очередь до меня. Я разбегаюсь, бросаю гранату метров на пятьдесят. Она угодила в конюшню, проломила её черепичную крышу, образовав большую дыру… Учительница испугалась, и мы смело бросились наутёк, а за нами с «фигуральными» выражениями гнался сторож. Только за то, что я создал этот неприятный инцидент, несмотря на лучший результат в классе, мне поставили единицу. Было обидно, конечно, но спорить бесполезно. Тогда это не было принято: учитель всегда прав.

Из своих одноклассников сейчас я встречаю только четверых: Виталия Титова, Владимира Шалкова, Тамару Иршину, Лилию Смирнову; из учителей живы только двое – М.Малай и А.Резник (до недавнего времени жил в Австралии). Хорошо было бы встретиться с ними на 70-летии родной школы, правда, уже в другом многоэтажном здании. У этой школы тоже есть свои преимущества – она построена в год 50-летия советской власти (когда-то это был большой праздник) и является до сих пор самой большой школой в городе. Давайте сохранять всё, что нам дорого.

 

ЮРИЙ ПОРОЖНЯКОВ.

Exit mobile version