Творцом первого фильтрующего противогаза по праву считается наш знаменитый земляк, выдающийся химик-органик Николай Дмитриевич Зелинский. Именно летом 1915 года Николай Дмитриевич изобрел и испытал со своим верным помощником Сергеем Степановым аппарат, спасший миллионы человеческих жизней.
Уже в начале августа 1915 года ученый впервые доложил о найденном им средстве на заседании противогазовой комиссии при Русском техническом обществе в Петрограде.
Первые же испытания противогаза на фронте дали положительный результат, однако изобретение Зелинского-Кумманта не вызвало особого интереса ни у научной общественности, ни у царского правительства. Начальник санитарной и эвакуационной части русской армии принц Ольденбургский пытался наладить массовый выпуск противогазов собственной конструкции. Их абсорбент – неактивированный уголь с натронной известью – окаменевал при дыхании. Дело сдвинулось только после прямого письма-обращения Зелинского к императору Николаю II.
3 февраля 1916 года в Ставке Верховного главнокомандующего под Могилевым, по личному приказу Николая II, были проведены испытания всех существующих образцов противохимической защиты. Для этого герметичный вагон-лабораторию наполнили хлором и фосгеном. Противогаз Зелинского-Кумманта испытывал на себе лаборант ученого Сергей Степанов. Он продержался в смертельной атмосфере вагона более часа (66 мин.) – куда дольше остальных. На следующий день вышел приказ военного министра о том, что вся армия должна быть в кратчайший срок снабжена противогазами Зелинского-Кумманта.
Наличие противогаза в боевых частях русской армии в течение 1916-1917 годов спасло жизни миллионам русских людей. В потоке писем, которые шли к Зелинскому с фронта от солдат и офицеров русской армии, звучали слова благодарности и признательности за великое изобретение. Имя Николая Дмитриевича стало достоянием всей России.
Обеспеченность противогазами с весны 1916 года повлияла и на всю фронтовую обстановку. Продвижение немцев на ряде участков было приостановлено, в то время как на других участках фронта русские войска смогли перейти в контрнаступление.
Николай Дмитриевич как настоящий ученый и гражданин своей Родины не запатентовывал свое изобретение, вследствие чего не получил никаких денег. Он считал единственной и самой главной наградой, которую, как он говорил, «я носил в своем сердце», сознание того, что в разрушительном круговороте войны он смог вырвать из рук смерти миллионы русских жизней.
За последние 100 лет менялся дизайн противогаза, но принцип фильтрации и абсорбент – уголь, активированный по методу Зелинского, – остаются самыми распространенными в мире.
Сотрудники Мемориального дома-музея академика Н.Д. Зелинского активно исследуют научный путь нашего знаменитого земляка, чтобы нагляднее представить значимость изобретения Н.Д. Зелинского, и приглашают всех желающих посетить музей.
Ю. Нечаева,
зав. Мемориальным домом-музеем
академика Н. Зелинского.