Домой Общество Стальное золото завода

Стальное золото завода

0

Есть даты и события, которые рядовыми не назовёшь. Исполнилось 35 лет первой плавке Молдавского металлургического завода. Её посвятили 60-летию образования МССР, которое отмечалось 12 октября 1984 года. Свидетелем того, как сталевары получили первый металл, стал тираспольчанин Евгений Глемба.

Даже спустя 35 лет о том событии Евгений Валентинович вспоминает как о выдающемся. Неудивительно, молодым специалистом он попал на строительство металлургического гиганта, который до сих пор остаётся признанным флагманом нашей промышленности.

 В 1981 году Евгений окончил Одесский инженерно-технический институт и был направлен в СУ-28 Тираспольского строительного треста. Его первым начальником был Игнат Дмитриевич Дьяченко – почётный житель Тирасполя, Герой Социалистического Труда. Он был учителем для многих поколений строителей.

«Когда я пришёл в управление, меня назначили мастером строительного участка. Успел поучаствовать в строительстве такого гиганта, как Тираспольское хлопчатобумажное объединение, и сдаче в эксплуатацию одного из последних его объектов – прядильно-ткацкой фабрики №2, потом строил поликлинику-профилакторий ТХБО. И через год получил направление в Рыбницу на строительство ММЗ, которое стало грандиозной площадкой. Строители ехали не только из Молдавии, но и из всех республик страны. Всех  необходимо было разместить в общежитии, подготовить столовые, где люди могли бы получать питание», – вспоминает Евгений Валентинович.

Над возведением корпусов ММЗ трудились около 80 подрядных строительных организаций со всего Союза: из Грузии, Узбекистана, Таджикистана, России, Украины. Рыбницкий завод стал одним из трёх предприятий, работавших по новому направлению отечественной электрометаллургии на территории страны. Параллельно с Рыбницким они возводились ещё в Комсомольске-на-Амуре и в белорусском городе Жлобине. «Тогда мы следили за строительством на их площадках, сопоставляли графики. Это интересовало не только руководителей. Шло соревнование со строителями других заводов. И всё для того, чтобы быстрее дать первую плавку», – рассказывает Евгений Глемба.

Строительство завода шло этапами: сначала возвели подготовительные цеха – отделение комплексной переработки лома, насосную станцию оборотного водоснабжения, площадку распределительных устройств, где поступающая с линии электропередачи электроэнергия трансформировалась для потребления электросталеплавильными печами завода. Управлению Евгения Глембы было поручено строить насосную станцию и отделение распределительного устройства – жизненно важные объекты для завода. «Производственный график был настолько плотный, что эксплуатационники наступали буквально строителям на пятки. Наша работа зависела от погоды, зима 83-84 года была суровой, морозы доходили до -25 градусов. Инженерно-технические работники старались процесс не нарушать, использовали все известные способы укладки бетона, применяли и электропрогрев», – вспоминает собеседник.

К началу 1984 года были построены отделение комплексной переработки лома, электросталеплавильный и прокатный цеха. Участку Евгения Валентиновича, который уже был прорабом, поручили строительство и устройство кровли в прокатном цехе. Цех – это 4,5 гектара площади, почти 4 футбольных поля. С крыши хорошо был виден электросталеплавильный цех. Оттуда Евгений Валентинович и другие строители наблюдали за процессом первой плавки: «Я хорошо помню этот октябрьский день 1984 года. Все на заводе ждали первого секретаря ЦК Компартии Молдавии Семёна Гроссу. Он приехал и вместе с делегацией направился в сталеплавильный цех. Знаменательное событие, энтузиазм у всех был большой. Мы с интересом наблюдали, как идёт загрузка металлолома и сопутствующих ингредиентов в печь. Всё было хорошо слышно: загрузка металлолома, при этом в воздух шёл выхлоп в виде столба ржавого дыма, посмотреть на это сбежались все: и строители, и эксплуатационники». И вот потекла первая сталь. Руководство и сталевары поздравляли друг друга с тем, что смогли запустить гигантский механизм завода. Над «огненным» цехом взметнулся красный флаг, рабочие размахивали касками. Железные кляксы с петлёй из арматуры рабочие оставляли себе на память о строительстве завода-гиганта.

Не забыл Евгений Глемба рассказать и о коллегах, с которыми трудился на возведении промышленного гиганта. На объектах были заняты известные в республике и стране люди – орденоносцы, такие как Герой Соцтруда, бригадир комплексной бригады Дмитрий Крецул, с которым ему посчастливилось работать. «Благодаря инженеру Владимиру Литовченко и  когорте инженерно-технических работников, бригадиров, рабочих строительство шло в минимальные сроки. Это такие известные личности, как Анатолий Паламарчук, братья Юрий и Владимир Бондаренко, отмеченные наградами за трудовые заслуги. Они удивляли работоспособностью, помимо того, что работали, все активно участвовали в общественной жизни стройтреста, города, республики, страны, были депутатами разных уровней, делегатами съездов республиканского и союзного значения, профсоюзными активистами. Слово рабочий звучало гордо, рабочий класс был гегемоном – движущей силой», – отмечает Евгений Валентинович.

В августе 1985 года командировка Евгения Глембы закончилась, он уехал с завершённого объекта. Впереди у завода была новая страница – производственная. Но строительство ММЗ, люди, получившие первую сталь, стали частью его жизни.

Евгения Александрова

Exit mobile version