Домой Общество Стоявшие у истоков

Стоявшие у истоков

0

11 августа 1989 г. – день образования Остк и начала забастовочного движения в пмр

Чем ближе 30-летие нашей республики, тем чаще мы обращаем свои взоры к событиям последнего десятилетия XX века. Событиям, не только изменившим ход истории самой большой в мире страны, но ставших, прежде всего, огромной трагедией для подавляющего большинства её граждан.

Скупые строчки хоть и недалёкой, но уже истории не в состоянии передать тот накал страстей и эмоций, которые царили в умах и душах людей. «Великий, могучий Советский Союз» неумолимо катился к своему распаду. Поверить и принять эту объективность было просто невозможно. Но в то же время каждый ощущал приближение перемен, и от этого становилось ещё тревожнее.

Предвестник нового государства

С высоты сегодняшних дней вполне обоснованно можно утверждать, что распаду одной из самых богатых и процветающих республик СССР послужил банальный национализм, который не принёс, да и не мог принести лучшего будущего людям по обоим берегам Днестра, что наглядно показали последующие события. Он только расколол их на два непримиримых лагеря.

У нынешнего поколения 30-летних аббревиатура ОСТК вряд ли вызовет какие-то особые ассоциации: «Ну да, о чём-то таком слышали… Кажется, недавно что-то в сети мелькнуло…». А вот для их родителей и бабушек с дедушками эти четыре буквы три десятка лет назад стали предвестником государства, в котором мы сегодня живём.

Объединённый совет трудовых коллективов… Общественно-политическая организация, созданная 11 августа 1989 года в Тирасполе путём объединения представителей промышленных предприятий нынешней столицы, а чуть позже – всех остальных, расположенных в Бендерах, Рыбнице и в районных центрах Приднестровья.

Вспомним, как всё начиналось?

Шёл четвертый год перестройки, совершенно непродуманного и неподготовленного эксперимента в масштабах целой страны. Неумелые попытки демократизации общества и введения рыночных инструментов привели к ухудшению материального положения населения, ослаблению властных структур и падению авторитета коммунистической партии. Процессы, которые происходили в СССР, стали выходить из-под контроля центральной власти. Она вынуждена была под них только подстраиваться. По стране прошел парад суверенитетов. Ряд союзных республик провозгласил приоритет местных законов и постановлений перед всесоюзными. Не избежала этой участи и Молдавия. Всё громче и громче раздавались лозунги о создании мононационального государства.

Приднестровский парадокс

О событиях 30-летней давности делится воспоминаниями председатель республиканского общественного движения «ОСТК Приднестровья» Владимир Емельянов:

«К 1989 году советы трудовых коллективов уже существовали практически на всех предприятиях Советского Союза. Их образование по замыслу «прорабов перестройки» должно было углубить демократизацию общества. Советы наделялись широкими полномочиями по контролю за работой директоров и определению стратегии предприятий. Сами руководители должны были избираться трудовыми коллективами и могли сменяться, если их работа признавалась неэффективной. Однако система таких советов в большинстве своём давала отрицательный результат. Установив свой контроль, надхозяйственная администрация становилась практически бесконтрольной и вносила разлад в систему отношений в коллективе, разрушая принцип единоначалия, который в тех условиях был особенно необходим.

Но в Приднестровье относительно СТК произошел парадокс. Здесь случился не развал, а объединение. Видя, что компартия и её первичные звенья – горкомы и райкомы – своим невмешательством в происходящий процесс разрушения государства ведут единую с националистами политику, советы трудовых коллективов взяли на себя функцию по разъяснению происходящих событий и сплочению людей по сохранению страны. В этом они нашли поддержку у руководителей своих предприятий, ставших на сторону СТК и фактически противопоставивших себя действующей власти».

Без оглядки на высшие авторитеты

В начале августа более-менее сдерживаемую ситуацию взорвал окончательный вариант проекта закона о языках, готовящийся к принятию в Верховном Совете МССР. Жульническим способом, втайне от приднестровских депутатов был вычеркнут главный пункт, на котором особенно настаивало Левобережье, о государственном статусе русского языка наравне с молдавским. Поправки представляли собой полную капитуляцию перед требованиями Народного фронта Молдовы – предполагалось волевым способом провести изгнание русского языка из сферы политики, экономики, культуры.

Стало предельно ясно: нужна консолидация сил для отпора национализму, иначе будет поздно. Идея создания Объединенного совета трудовых коллективов зародилась на заводе «Точлитмаш» имени Кирова. Организатором и идейным вдохновителем стал Анатолий Иванович Большаков, директор предприятия, Герой Социалистического Труда. Он принял беспрецедентное решение, шедшее вразрез с политикой властей, что грозило ему огромными неприятностями.

Это произошло, как говорилось выше, 11 августа 1989 года по единодушному решению трудовых коллективов тираспольских предприятий. В создавшихся условиях единственной силой, сумевшей не только правильно оценить общественно-политическую обстановку, но и перейти к активным действиям, стал рабочий класс. Подобного единения, решительности и последовательности в действиях без оглядки на высшие авторитеты  на территории бывшего Советского Союза не проявил никто.

Достояние республики

– У вас были сомнения относительно правильности действий? – спрашиваю у Емельянова.

– Ни единого. Мы чувствовали за спиной такую мощную поддержку людей, что сила и энергия удваивались, утраивались. Мы, члены ОСТК, были плоть от плоти трудовых коллективов и очень хорошо понимали, чего от нас ждут, и какая ответственность на нас лежит. (Владимир Иванович Емельянов пришёл в ОСТК с завода имени Кирова, где трудился бригадиром котельно-сварочной бригады. – Прим. авт.).

– Какие имена Ваших соратников и единомышленников Вы бы сегодня назвали в первую очередь?

– Владимир Рыляков, Пётр Заложков, Игорь Смирнов, Вячеслав Загрядский, Петр Денисенко, Сергей Иванов, Илья Мильман, Валерий Чарыев, Борис Штефан, Андрей Манойлов, Анатолий Белитченко, Владимир Воеводин, Борис Акулов, Николай Богданов, Дмитрий Добров, Вячеслав Когут, Фёдор Добров, Том Зенович, Николай Костишин, Александр Порожан, Владислав Финагин, Владимир Боднар, Муза Иванова… И многие другие.

Действительно, эти имена стали достоянием нашей республики уже потому, что в сложнейшее время, оказавшись лицом к лицу со звериным оскалом национализма, брошенные на произвол судьбы центральной властью, они не дрогнули и не отступили, а пошли вперёд, совершенно не думая о том, что им уготовано на этом пути. А Народный фронт и не скрывал своих намерений. Список №6, состоящий из фамилий активистов ОСТК, подлежащих физическому уничтожению, самолично прямо в штаб доставил будущий террорист и убийца Илиу Илашку. Его, правда, спустили с лестницы и выкинули на улицу, но, как показало время, эти угрозы были не простым сотрясением воздуха.

Защитить и сохранить

Сегодня, с высоты прошедших лет, очень хорошо видно, насколько правильно и грамотно был задан вектор развития республики, хотя, безусловно, без ошибок и просчётов не обходилось. Когда стало понятно, что ни протестная забастовка, ни переговоры, постоянно заходящие в тупик, ни предлагаемые компромиссы не приносят результата и с Левобережьем Молдова считаться не намерена, 2 сентября 1990 года была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика.

Но заявить – одно. Построить, защитить и сохранить юную республику – совсем другое. Отколовшись от Молдавии, Приднестровье, по сути, оказалась без руля и ветрил, поскольку все управленческие структуры оставались в Кишинёве. И собственное государственное строительство предстояло начинать с нуля.

На передний край вновь вышел ОСТК, возглавив процесс формирования экономической системы Приднестровья. Именно здесь, в небольшом кабинете на втором этаже Дома Советов, в спорах и дискуссиях рождались новые законы, которые выносились на обсуждение сессий Верховного Совета первого созыва тогда еще ПМССР, продумывалась финансово-промышленная, банковская, социальная система, формировался бюджет…

«Нам на помощь приехали экономисты Ленинградского финансового института, – продолжает беседу Владимир Иванович. – Ранее они обосновали экономическую возможность создания республики. На основе финансово-экономических показателей приднестровских предприятий верстался наш первый бюджет… Для обеспечения жизнедеятельности республики встала необходимость аккумулирования бюджетных средств. Был создан Приднестровский республиканский банк. Этим занимался Вячеслав Загрядский, вклад которого в формирование финансовой системы невозможно переоценить, ведь денежные средства – отправная точка существования любого государства. А если учесть, сколько препон и откровенных диверсий нам устраивала Молдова, какое сопротивление на самых различных уровнях мы встречали, то порой сами изумлялись, как удавалось всё преодолевать?! Но преодолевали. Такова была сила духа приднестровцев, дававшая нам уверенность в своей правоте и силы для борьбы».

Государственному управлению учились, что называется, по ходу поезда. Наиболее важной оставалась задача не только не свернуть промышленное производство, но и продолжить его развитие, не потерять, а нарастить новые связи. И здесь надо отдать должное профессионализму и воле директоров предприятий, в числе которых были Анатолий Константинович Белитченко – ММЗ, Игорь Николаевич Смирнов – «Электромаш», Вилор Николаевич Ордин – «Тиротекс», Александр Николаевич Брикса – «Молдавизолит», Гимн Федорович Пологов – «Электрофарфор», Анатолий Иванович Большаков – завод им. Кирова, а также ряд других руководителей, взявших на себя автономное управление производством. Практически все предприятия Приднестровья шли в едином строю, сопротивляясь разрушению единой экономической системы, сохраняя предприятия и их трудовые коллективы. Социально-общественное и политическое направление в то время осуществляли советы трудовых коллективов под руководством ОСТК.

Всё ещё впереди

Путь ОСТК был тернист и нелёгок как в деле сопротивления молдавскому национализму, так и в создании нового государства, которое вот уже 30 лет удивляет весь мир невероятной выживаемостью в условиях непрекращающихся экономических блокад, политического давления и мировой непризнанности. Уже к началу нулевых он выполнил свою главную задачу, поставленную перед ним самим временем, – рождение и укрепление Приднестровской Молдавской Республики.

Именно из его недр вышли первые государственные лидеры, сформировалась законодательная, исполнительная и судебная власть. Но и сегодня ОСТК не утратил своего значения, правда, уже в несколько ином измерении. Его надо рассматривать как исключительное проявление демократии в чистом виде, его опыт ещё не оценён, но однозначно имеет мировое значение. Политический, экономический, духовный потенциал, накопленный организацией за эти годы, уникален и неиссякаем для изучения. Время для этого обязательно придёт.

Что такое 30 лет? Даже по исчислению человеческой жизни не более, чем окончание юности. Поэтому всё ещё впереди.

Галина БЕЗНОСЕНКО.
г. Тирасполь.

Exit mobile version