Как уже писала наша газета, в прошедших в воскресенье в Приднестровье выборах приняло участие более 30 международных наблюдателей из стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них был и советник главы Представительства Республики Сербской в Российской Федерации Илья Морозов.
Напомним, что нескольких зарубежных наблюдателей, направлявшихся на выборы в Приднестровье, молдавские власти депортировали из страны. Поэтому, как сообщает пресс-служба МИД ПМР, в начале встречи с зарубежным гостем Виталий Игнатьев заметил: «Как известно, Республика Молдова усилила ограничительные меры, пытаясь блокировать международные контакты Приднестровья. Это коснулось целого ряда международных гостей и партнёров из Общественной палаты РФ, неправительственных структур и учёных России, граждан Сербии и Болгарии. Тем не менее, порядка тридцати наблюдателей присутствовало, и это тоже очень неплохой результат с учётом тех мероприятий, которые мы провели, и желания людей действительно приехать в Приднестровье».
«Стороны обсудили перспективные направления сотрудничества между республиками в торгово-экономической области», – констатирует по итогам встречи пресс-служба приднестровского внешнеполитического ведомства.
При этом Виталий Игнатьев отметил, что сходство исторических процессов и направленность внешнеполитического вектора Приднестровья и Республики Сербской могут послужить основой для перспективного сотрудничества в различных областях.
Напомним, что Республике Сербской в 90-е годы, так же, как и Приднестровью, пришлось отстаивать независимость с оружием в руках. Правда, после авианалётов НАТОвской авиации президент тогдашней Союзной Республики Югославия (из шести бывших югославских республик в неё в то время входили лишь Сербия и Черногория) Слободан Милошевич 14 декабря 1995 года подписал в Париже Дейтонские соглашения (согласованы были за месяц до этого на авиабазе в Дейтоне (США, штат Огайо). Кроме прекращения огня данный договор, подписанный также президентом Хорватии Франьо Туджманом и лидером боснийских мусульман Алией Изедбеговичем, предусматривал для Боснии и Герцеговины уникальную форму государственного устройства – государство, состоящее из мусульманско-хорватской федерации и Республики Сербской. Соответствующее разделение было и в органах госвласти. Например, в Парламентской скупщине (парламент Боснии и Герцеговины) по одной трети принадлежит каждой из основных национальных общин – сербам, хорватам и боснякам (боснийским мусульманам). Это единственная страна в мире, которая имеет «коллективного» главу государства – Президентский совет, куда входят лидеры мусульманской и хорватской общин и президент Республики Сербской.
Иван Викторов.