Жизненный путь длиною в 90 лет и невероятное множество воспоминаний, фотокарточек, мгновений. И счастливое совпадение, а, быть может, судьба – родиться 1 января! Вот такая героиня согласилась быть моей собеседницей накануне Нового 2018 года.
Как говорит сама, она богатая и счастливая: ведь у нее трое детей, десять внуков и столько же правнуков. Многое позади, но не меньше впереди – планов, задумок, любви. Любви к людям, к жизни и каждому ее моменту, пусть самому, казалось бы, обыденному. Но и в обычном моя героиня, Мария Терентьевна Шершнева, умеет видеть особенное.
В ее детстве Новый год в стране не отмечали. Да и до того ли было тогда? До войны юная Маша окончила 6 классов, а в годы войны работала наравне со взрослыми – копала окопы, строила дзоты… После войны продолжила учебу. Имея способности к рисованию, оформляла стенгазеты. Затем окончила ремесленное училище. Работала на швейной фабрике, на электроаппаратном заводе. «И всюду ее фото висело на Доске почета. Такая трудолюбивая и честная, – рассказывает дочь Галина. – А какой красивой была в молодости! Посмотрите, это мое любимое фото, здесь они с папой совсем еще юные». С фотографии на меня смотрит молодая женщина с очень красивыми чертами лица. Я узнаю в ней мою героиню, что сидит напротив меня. Улыбаюсь и прошу рассказать о том, каким был Новый год ее молодости. «Новый год стали отмечать, когда я уже была замужем, – вспоминает Мария Терентьевна. – У нас на швейной фабрике его отмечали с размахом. Как сейчас помню, моя старшая дочурка Людмила выступала у нас, становилась на стул и рассказывала стихи. Чисто-чисто рассказывала, хотя было ей совсем немного лет. Все аплодировали. А дома отмечали Новый год всем кварталом. Ходили друг к другу на посиделки. Начинали вечером 31 декабря, а заканчивали под утро 1 января. Очень дружно мы жили!»
Дочь Галина улыбается: «Вы знаете, ни один Новый год мы не ходили встречать с классом, так как знали: у мамы 1 января день рождения. Мы должны быть дома. И до сих пор, сколько лет прошло, а это осталось неизменным». 1 января каждый год семья Шершневых собирается в доме Марии Терентьевны. Приезжают внуки из разных городов, приходят дети. «Я вынянчила шестерых внуков. И детей, и внуков своих всех люблю одинаково сильно, – признается женщина. – Я всегда много трудилась, работы не боялась, потому, наверно, и живу долго». К тому же моя героиня закоренелая оптимистка. Таких еще поискать. Всегда смотрит вперед и верит в лучшее.
В 1959 году в семье Шершневых, у одних из первых со всей улицы, появился телевизор, как раз под Новый год. И опять же смотрели его все вместе: выставляли в ряд стулья и устраивали просмотр. Предполагаю, что семья моей героини была более зажиточной, чем прочие. Да нет, отвечает женщина, просто они с супругом много работали, были тружениками. Дочка Галина рассказывает, что в доме всегда пахло выпечкой, а уж под Новый год – особенно. И хотя мама работала в две смены, да и труд был сложный, физический, но даже если приходила домой в час ночи, все успевала по хозяйству. И до сих пор Мария Терентьевна неугомонная: любит испечь пирожки и угостить родных и соседей. «Соседка часто спрашивает: «Тетя Муся, поделитесь секретом, как Вы такое тесто замешиваете?». А как? – смеется моя собеседница. – С любовью».
Когда у Марии Терентьевны появились внуки, она в новогоднюю ночь клала под елочку подарки и гостинцы для каждого из них. Елка же всегда – под потолок. И всегда живая. Искусственных сначала не было, а потом и не хотелось. Любили, чтобы в доме пахло хвоей. А внукам в доме у бабушки – раздолье. Бабушка расстелет им на полу в зале одеяла мягкие, и лежат ребята все вместе и смотрят, как на елке огоньки мигают. Хорошо. Уютно. Как же в этом году отмечать Новый год будут? «А как? Весело, – улыбается моя героиня. – В последние годы я уже не могу на стол накрывать, как прежде, но дети все привозят, стол полон. И день рождения мой тоже будет отличным! Мои дети меня без внимания и помощи не оставляют ни дня. Я счастливая мама и окружена их любовью. Бога благодарю за это и всем желаю, чтобы у них были такие заботливые дети».
Спрашиваю: «Долгими ли были ваши годы?». «Знаете, как вчера все было, – задумчиво говорит Мария Шершнева. – Старости не чувствую, в душе я молодая. Только ходить пока не могу. Потому накануне Нового года я мечтаю, чтобы здоровье ко мне вернулось, и я снова могла готовить для своих любимых и собирать всех за праздничным столом. А приднестровцам в эти дни я хочу пожелать здоровья, успехов в труде, пенсионерам – получать пенсии вовремя. От души всем желаю только добра. Люди меня уважают, а я их люблю. Люблю всех».
Татьяна Астахова-Синхани.