В сентябре этого года ТВКЗ «KVINT» отметит своё 120-летие. С какими достижениями прославленное предприятие подходит к своему юбилею? В сегодняшнем номере мы продолжаем знакомить наших читателей с историей, днём сегодняшним и перспективами развития «KVINTa».
ИСТИННАЯ
ЛОЗА ВИНОГРАДНАЯ
Уникальный климат микрозон сёл Дойбаны и Янтарное, богатство почвы, сложность рельефа и близость Днестра создают благоприятные условия для возделывания лозы и получения экологически чистого натурального сырья на первичных производствах ТВКЗ «KVINT».
Владимир Дорма, директор Дойбанского производства ЗАО ТВКЗ «KVINT»:
– История Дойбанского производства и создания собственной сырьевой базы предприятия началась в 1995 году, когда на 15 га сортоиспытательного участка были высажены около 80 сортов винограда из многих регионов ближнего и дальнего зарубежья. Началась работа по возделыванию лоз, наблюдение за их развитием с использованием целого комплекса агротехнических мероприятий, микровиноделия. Результаты этого кропотливого труда накапливались в течение 10 лет и помогли обрести виноградарям и виноделам «KVINTа» бесценный опыт. По сути, это и позволило предприятию последовательно расширять площади собственных виноградников, доведя общую площадь насаждений до 2000 га. 500 га из них расположены в районе села Янтарное возле Рашково, а львиная доля – 1500 га – у нас в Дойбанах.
Надо отдать должное генеральному директору Олегу Марковичу Баеву за то, что он в своё время обратил внимание на наш виноградарский край, самой природой и Всевышним созданный для возделывания лозы. Ещё в советский период дойбанская зона была тщательно изучена учёными – и состав почв, и расположение этих плато по отношению к солнцу. Высота над уровнем моря (примерно 120 метров) является идеальной для виноградных плантаций, здесь встречаются излучины трёх рек – Тростянец, Ягорлык и Днестр, – создавая ауру микрозоны. Специалисты из Франции, бывая в Дойбанах, признавали, что почва здесь более подходящая, более «французская», чем у них, законодателей виноделия.
Масштабы виноградников «KVINTa» таковы, что образуют целые кварталы и улицы того или иного сорта. Вот квартал древнего уроженца долины Рейна, прославленного сорта Рислинг, вот протянул к горизонту изумрудные ряды его земляк Солярис – ранний зимостойкий сорт немецкой селекции, лозы которого привезены из научного института во Фрайбурге, вот улицы венгерских Биянки, Иршаи Оливер, местных Виорики, Оницканского белого, Сурученского, Фетяска Нягрэ, грузинского Ркацители и Саперави, благородных Фоль Бланш, Уньи Блан, Совиньон блан, Мерло, Каберне Совиньон – отпрысков французской виноградной аристократии. Сроки созревания – от самых ранних до поздних – позволяют обеспечить сбор, конвейерную переработку сырья от начала августа до конца октября.
Произведенные за последние годы инвестиции, в том числе в самую современную агротехнику, позволяют значительно облегчить кропотливый труд виноградарей. Закуплены трактора John Deer, культиваторы «Gard», многофункциональные носители и комбайны «Pellenc», позволяющие увеличить объемы уборки винограда. Посадочная машина «Wagner» оснащена спутниковой системой навигации, которая позволяет высаживать обширные плантации виноградных лоз с математической точностью.
Впрочем, в деле возделывания лозы, как и тысячи лет назад, ключевой составляющей является душа виноградаря. Как подчёркивает Владимир Семенович, использование самых современных мировых технологий, постижение наработок зарубежных виноделов не должно превращаться в стремление скопировать их опыт. Определяющими должны быть традиции и знания поколений местных виноградарей, веками возделывавших лозу на дойбанской земле.
Параллельно вступлению плантаций в пору плодоношения расширялись объемы промышленной переработки и хранения вин. На линиях приемки и переработки установлено современное оборудование итальянской фирмы «Della Tofola», которое позволяет на месте переработать до 400 тонн в день собранного урожая. За сезон эта цифра возрастает до 18 тыс. тонн. Сегодня на первичном производстве может одновременно храниться около 1 млн 200 тыс. декалитров виноматериалов.
Инженер-технолог участка дистилляции Дойбанского производства Владислав Бабой:
– На участке дистилляции находятся аппараты двух типов – периодического и непрерывного действия. Всё оборудование изготовлено французскими специалистами из красной пищевой меди и установлено ими. В ходе дистилляции ионы меди выступают как катализатор, улучшая качество получаемого спирта. Аппараты непрерывного типа называются арманьячными колоннами, две из них способны перерабатывать по 50 тысяч литров виноматериалов в сутки, а одна – 20 тысяч литров в сутки. Четыре Шарантских аппарата дают возможность по классической технологии, путём двойной сгонки, получать высококачественные спирты, из которых впоследствии создаются марочные коньяки.
ВОПЛОЩЁННАЯ ПАМЯТЬ ЗЕМЛИ
Есть в создании коньячного спирта неизъяснимое таинство. Не зря в английском языке слово «spirit» означает и спирт, и дух. Продукт, который при хранении только улучшает свои качества. Производственные потери – испарение во время его выдержки – специалисты называют «долей ангелов».
Наталья Торопова, начальник производственного отдела ЗАО ТВКЗ «KVINT»:
– Коньячное производство остаётся для завода ключевым. Но оно очень протяженно во времени, поэтому все остальные направления развиваются как сопутствующие, для того чтобы обеспечить весь цикл производства, бесперебойную работу предприятия. Специфика создания коньяка – постоянное долгосрочное планирование. Вина рождаются и умирают, коньяк – долгожитель. Самый старый спирт, который хранится на предприятии, – 1951 года. Есть все основания сказать, что это историческая память нашей земли, воплощенная в продукт. По этим спиртам есть вся документальная информация. Коньячное производство – это не только коньячный спирт и коньячная бочка. Это преемственность поколений. Замечательным знатоком своего дела был Сергей Алексеевич Чернецкий – несколько десятилетий главный коньячный мастер нашего предприятия, с более чем полувековым трудовым стажем. Сейчас на предприятии работают его внуки – Илья Добровольский, мастер цеха производства водки и обработки вин, и Ольга Процюк, специалист по организации производства. Нагляден пример нашего генерального директора Олега Марковича Баева. На предприятие он пришёл в 1967 году рабочим, за эти десятилетия проделал путь до руководителя, накопил колоссальные опыт и знания. Символично, что в этом году исполняется и 120 лет «KVINTу», и 50-летие трудовой деятельности Олега Марковича на предприятии, которое он возглавляет.
Без преувеличения можно сказать, что такая масштабная концентрация площадей виноградников в одном месте уникальна и для нашего региона, соседних Украины и Молдовы, и для наших коллег-виноградарей из России, европейских стран.
От посадки лозы под коньячное производство до розлива ординарного коньяка проходит достаточно большой промежуток времени. Первый урожай винограда, при грамотном возделывании, собирается на 4-й год. Если в этот год получен виноматериал, продистиллирован, заложен на выдержку, то минимум через три с половиной года мы можем получить готовый продукт – коньяк возрастом 3 года. То есть временной цикл – 7,5 года для самых молодых коньяков.
Только такое большое предприятие, с наличием базы сырья, парка бочковой тары, запасов коньячных спиртов, может создать уникальный продукт. Мы со спиртами работаем как с палитрой красок: создаём нужную картину, а не ту, какая вышла сама по себе.
А ведь в течение всего этого периода необходимо осуществлять инвестиции, делать закладку коньячных спиртов следующих лет, обрабатывать виноград, выращивать урожай, производить новые спирты.
В 1990-е годы мы стали развивать водочное производство, которое помогало поддерживать трудоёмкое направление производства коньяка на высоком уровне. За эти годы освоены самые качественные технологии для производства водок нескольких уровней, в том числе и премиум-класса, в изготовлении которых применяются платиновая и серебряная фильтрация. И всё-таки специфика «KVINTa» – виноградная лоза. Мы работаем с продуктом из виноградной ягоды.
Как уточняет Наталья Торопова, сложность работы коньячного мастера в том, что цена ошибки при создании коньяка очень высока и дорога, поэтому лучше выработать и внедрить систему, где работают профессионалы, выверен каждый шаг, с постоянным аудитом и строгим контролем. «Мы не стремимся сделать суперпродукт, – подчеркивает Наталья Львовна. – Мы стремимся сделать продукт, который узнаваем на протяжении десятилетий, всегда одного и того же, высокого уровня качества. Мы можем гарантировать, что сегодняшний коньяк «Сюрпризный» – такой же, как и десять, и двадцать, и тридцать лет назад. Коньяк «Дойна», сделанный в 1957 году, типичен «Дойне», произведенной в этом году. Хотя каждый год эти марки готовятся из разных партий спиртов».
В чём преимущество большого предприятия с большой историей? Ведь сейчас на рынке много выпускающих коньяки предприятий, которым три-пять лет. Да, это бизнес, получение прибыли. Но достичь в этом деле хороших, стабильных результатов можно только с годами, насыщенными кропотливым трудом, накоплением опыта и знаний.
Ещё одно слагаемое высокого качества – в возможностях, мощностях предприятия. Наталья Торопова констатирует: «Более 25 тыс. бочек нельзя приобрести за один раз, тем более разного возраста, разных производителей. В винном производстве бочка используется до 5 лет, в коньячном – до 50 лет. Из более чем 25 тыс. бочек, которые находятся на балансе предприятия, большинство – из Франции, есть болгарская, советских времен, из Нагорного Карабаха, 2006-2010 гг. Каждая бочка привносит в спирт что-то своё, и это должен знать технолог и принять правильное решение. Молодая бочка даёт спирту импрессию, агрессивность, экстракт, а доведя спирт до нужной грани, технолог направляет спирт в более старую бочку, которая сформирует душу, придаст нотки изящного благородства, лоск, ноту изысканности.
«KVINT» всегда может позволить себе изготовить продукт самого высокого качества».
Это действительно так. И в итоге разговора о прославленном предприятии, перефразируя девиз ТВКЗ «KVINT», можно сделать вывод: следование традициям – это путь к совершенству.
Роман КОЖУХАРОВ.