Под конец года, традиционно в председательствующей в ОБСЕ стране (в этом году это Италия), собираются главы внешнеполитических ведомств государств, входящих в данную организацию.
Столь же традиционны и заявления, которые они делают по ситуации в конфликтных регионах. Конечно же, в одном из них уделяется внимание и переговорному процессу по молдо-приднестровскому урегулированию.
Ежегодный ритуал был исполнен и в конце прошлой недели в Милане, на состоявшемся там заседании Совета министров иностранных дел стран – членов ОБСЕ. Кстати, насчёт «ритуальности» – это не наша попытка поиграть словами. Так, очень метко, не меняющаяся с годами процедура названа в заявлении МИД Приднестровья. Из года в год в резолюции глав внешнеполитических ведомств стран – членов ОБСЕ говорится о разрешении молдо-приднестровского конфликта на основе территориальной целостности Молдовы. Примечательно, что примерно такую же оценку дал резолюции на итоговой пресс-конференции в Милане и министр иностранных дел России Сергей Лавров, отметивший тот факт, что она не стала прорывом в разрешении сложных взаимоотношений между Тирасполем и Кишинёвом.
Что же касается позиции Приднестровья, то в заявлении нашего МИД по этому поводу сказано: «Внешнеполитическое ведомство констатирует, что ежегодное принятие резолюции c отдельными ритуальными компонентами не оказывает существенного влияния на продолжающийся переговорный процесс, поскольку документ не учитывает сложившуюся за 28 лет конфликта объективную реальность и не отражает позицию Приднестровья как равноправной стороны переговоров в международном формате «5+2», демонстрируя субъективное понимание параметров окончательного урегулирования конфликта».
При этом дипломатическая служба нашей республики подчеркнула, что «нормализация отношений между Приднестровьем и Республикой Молдова должна базироваться на принципах равноправия, взаимного уважения, добрососедства, учета демократически выраженной воли народа Приднестровья». Сюда же был добавлен и ряд норм международного права, включая Устав ООН и Хельсинкский Заключительный акт 1975 года. Последним, с одной стороны, закреплялся принцип права народов на самоопределение, а с другой, образовывалась и сама ОБСЕ, первоначально называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Особое внимание в заявлении МИД ПМР обращено на тот факт, что в последнее время в работе ОБСЕ на молдо-приднестровском направлении появилась чёткая тенденция собирать переговорный формат «5+2» лишь для фиксации уже достигнутых Тирасполем и Кишинёвом договорённостей, а не использовать его как рабочую переговорную площадку для обсуждения проблемных вопросов во взаимоотношениях между Приднестровьем и Молдовой. «Считаем принципиально важным подчеркнуть субсидиарную (общую. – Прим. ред.) ответственность всех международных участников за ситуацию в отношениях между ПМР и РМ, особенно в связи с позицией или конкретными действиями внешних участников, непосредственно влияющими на атмосферу и динамику диалога», – говорится также в заявлении нашего внешнеполитического ведомства.
К слову, ОБСЕшная трибуна была использована молдавской стороной, чтобы в очередной раз потребовать от России свернуть своё военное присутствие в Приднестровье, включая и вывод российского миротворческого контингента. Соответствующее заявление сделал в Милане министр иностранных дел и евроинтеграции Молдовы Тудор Ульяновски, который умудрился приплести к молдо-приднестровским отношениям и произошедшее в Керченском проливе. «Недавний российско-украинский военно-морской инцидент в Керченском проливе еще раз показывает, насколько хрупкими являются мир и безопасность в этом географическом регионе, где находится и моя страна», – заявил глава МИДЕИ Молдовы.
Естественно, что слова молдавского дипломата не остались без ответа со стороны МИД Приднестровья. «Предпринятая атака на стабилизирующее российское миротворческое присутствие в Приднестровье противоречит достигнутым в переговорном процессе договоренностям, не имеет ничего общего с реальной заинтересованностью в сохранении мира и нормализации взаимоотношений между сторонами конфликта, а также дискредитирует одного из наиболее ответственных сопосредников в формате «5+2», – говорится на сей счёт в заявлении нашего дипломатического ведомства. При этом МИДЕИ Молдовы приднестровскими коллегами был дан совет: «Отказаться от бесперспективных спекуляций по вопросам безопасности и сосредоточить усилия на исполнении принятых Молдовой обязательств в рамках переговорного процесса, направленных на улучшение социально-экономических условий жизни граждан двух государств».
С точкой зрения приднестровского МИД насчёт России как наиболее ответственного сопосредника в молдо-приднестровском диалоге заочно согласился Спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ Франко Фраттини. «В течение этого года я несколько раз встречался с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, в последний раз это было в конце ноября в Москве. Он всегда заверял меня в поддержке наших усилий со стороны России, и должен сказать, что Россия действительно сотрудничала с нами самым конструктивным образом, – заявил он в интервью РИА «Новости» и добавил: – Хочу подчеркнуть, что ни Россия, ни Украина не являются сторонами конфликта. Они – посредники, участвующие в формате «5+2». В свою очередь роль ОБСЕ состоит в том, чтобы координировать общую работу. При этом важно добиться того, чтобы обе стороны – и Кишинев, и Тирасполь – сотрудничали друг с другом».
В качестве примера сотрудничества Приднестровья и Молдовы при посредничестве России Франко Фраттини назвал решение вопроса с допуском приднестровского автотранспорта к международному движению. Напомним, что он лично наблюдал за процедурой оформления и выдачи в Тирасполе первых «нейтральных» номеров приднестровским автовладельцам. «Казалось бы, все уже решено. Однако буквально до самого конца в этом деликатном деле оставались некоторые, на первый взгляд, мелкие вопросы технического характера, которые на самом деле имели политическое значение. И вот в какой-то момент Москва четко сказала: «Мы с этим проектом согласны». И только после этого мы достигли соглашения и с Украиной, и с двумя сторонами конфликта», – заметил в этой связи Спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ.
В будущем году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе будет председательствовать Словакия. На заседании Совета глав МИДов стран – членов ОБСЕ произошла официальная передача полномочий Братиславе. В связи с этим Франко Фраттини пожелал словацкой дипломатии «продолжать движение по этому пути».
Александр Никитин.