У каждого театра есть свои традиции. В театре драмы и комедии им. Н. С. Аронецкой такие традиции есть тоже, их чтят и «соблюдают» из года в год. Одной важной, неизменной и, по-моему, совершенно правильной является традиция закрывать театральный сезон не обычным спектаклем, а именно премьерным. Это некое авансирование театральной публики в начале отпусков делает ожидание открытия осенью нового театрального сезона максимально оправданным. Такой премьерной и закрывающей сезон постановкой в этом году станет спектакль по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба» в постановке приглашенного из Минска режиссера Игоря Малова. Приглашенного, но не неизвестного театру и приднестровскому зрителю: «Женитьба» является уже шестой постановкой Малова в нашем театре. Премьерный и последний в этом сезоне спектакль можно будет увидеть во вторник, 30 июня в 18.00.
И это далеко не все, чем может похвастать театр. На международном театральном фестивале «Гала-премиилор» СТД в городе Кишиневе по итогам 2014 года и по отбору компетентного жюри спектакли нашего театра были представлены в 7 номинациях. «Лучшая главная женская роль» (Ольга Прохорова), «Лучшая главная мужская роль» (Артем Мазур), «Лучшая мужская роль второго плана» (Артем Мазур), «Лучшая сценография и костюмы» (спектакль «Тот самый Мюнхгаузен»), «Лучший спектакль театра кукол» (спектакль «Колобок»), «Лучшая роль театра кукол» (заслуженная артистка ПМР Татьяна Дикусар). Эти номинации сами по себе победа, говорят в театре, потому что очень важно, когда твоя работа, в которую ты вкладываешь всю душу и даже чуть-чуть больше, не остается незамеченной. Седьмой номинацией стала премия СТД и «Медаль Н.С. Аронецкой», которые были вручены народному артисту ПМР и РМ Игорю Тарану. И, конечно, незабываемым событием для театра стало признание лучшей женской роли в исполнении Ольгой Прохоровой – роли Антонины в спектакле «Свободная пара».
Но и на этом достижения театра на международном уровне не заканчиваются. Спектакль «Дюймовочка» в постановке Дмитрия Ахмадиева был отмечен призом и дипломом «За самое выразительное воплощение классического литературного материала» на фестивале детских спектаклей «Под шапкой Гугуцэ», проходящем в городе Кишиневе. Так же наш театр продолжил уже традиционное сотрудничество с театрами Кишинева в рамках Международного фестиваля искусств «Мэрцишор». Ирина Панасенко, директор театра им. Н. С. Аронецкой, вспоминает: «На фестиваль «Мэрцишор-2015» к нам привезли свои спектакли театры из Кишинева: русский драматический театр им.
А. П. Чехова и театр «Сатирикус» им. И. Караджиале. Последний привез к нам искрометную комедию на молдавском языке «В дни карнавала». Спектакль так выстроен, что происходящее на сцене было понятно и русскоязычным зрителям. А зрителей вообще в тот день в зале было много, потому что люди приезжали и из сел, и из других городов Приднестровья. А уходили они домой после спектакля восторженными, отдохнувшими и улыбающимися. Театр «Сатирикус» особенный, работает в жанре представления, его знают практически во всей Европе. А мы со своей стороны возили в Кишинев две свои постановки: детский спектакль «Скоморошина» и «Люди, звери и бананы». Нас очень тепло принимали, как и в прежние времена. После спектакля зрители подходили и искренне благодарили, просили приезжать чаще».
Руководство театра учитывает мировой опыт и стремится приглашать на свою сцену режиссеров и из других стран. Такие обмены опытом очень полезны, потому что у каждого театра своя школа. Например, Игорь Малов, режиссер премьерного спектакля, которым театр завершит свой 45-й сезон, не просто талантливый постановщик, но и редкий педагог, отмечают в театре. И очень важно привлекать таких режиссеров: ведь актерам необходимы мастер-классы, повышение квалификации. Об этом рассказывает Ирина Панасенко: «Очень важно для артиста не «застаиваться», понимать, что вообще происходит в мире театра сегодня. А приглашенный режиссер дает возможность посмотреть на свою работу с другой стороны, это всегда стимулирует и подстегивает. Актерская профессия заставляет всю жизнь учиться. Каждый раз это ступенька, и не обязательно только вверх. Это может быть одна ступенька вниз, а потом три – вверх».
А если говорить о победах, так сказать, внутренних, «домашних», то есть и они. В коллектив добавилась большая группа творческой молодежи. Помимо главного режиссера театра для публики работает ряд других режиссеров, и приглашенных, и местных. Это и Анатолий Стрельников из Санкт-Петербурга, и Ольга Кондратьева из Москвы, и Игорь Малов из Минска, и местные постановщики: Евгений Толстов, Алла Доряну, Ольга Прохорова. Разумеется, каждый режиссер работает по-своему, потому настроение, стилистика и аура спектаклей тоже разные. Гордятся в театре и тем, что тематика спектаклей широкая. Одни предлагают задуматься, другие – более легкие. У каждого спектакля, говорят в театре, уже есть свой зритель. И нередко он приходит вновь и вновь на одну и ту же постановку. Валентина Дукова, заведующая литературно-драматической частью, делится: «Наши спектакли на любой вкус и на разного зрителя. Интерактивный спектакль «Жили-были», с которого начался сезон премьер, и романтическая новогодняя история «Снегурушки», и эмоциональный накал страстей «Свободной пары», и гоголевская «Женитьба». И последние постановки – классическая драматургия Чехова, коляды «Театр… Чайка… Жизнь…» и «Сильвия» бродвейского автора Генри – кардинально разные. Сезон получился очень насыщенным, пожалуй, было все. И качественные спектакли, и освоение разного материала, и яркие неординарные актерские работы, и режиссерская смелость в экспериментах».
И тогда только, и только так, говорят в театре, можно показать жизнь и человеческие души честно. С особенной гордостью здесь говорят о труппе театра, о каждом актере, маститом и совсем молодом, начинающем. И о том, что хоть артисты театра такие разные, но все работают слаженно, поддерживаемые различными театральными цехами, без помощи которых театр театром бы не был.
… Итак, вернемся к премьере спектакля «Женитьба» и закрытию 45-го театрального сезона. Директор театра им. Н. С. Аронецкой Ирина Панасенко с каким-то особым трепетом говорит об этой постановке: «Наш спектакль «Женитьба» не бытовой. Гоголь и быт – вещи несовместимые, по-моему. Это несколько запредельный автор. Хотя сюжет данной комедии не очень закрученный, но сам Николай Васильевич назвал эту пьесу так – «невероятное событие в двух действиях». И мы ждем зрителей. Я не хочу много рассказывать о нашем премьерном спектакле, пусть это будет сюрпризом. Пусть зрители придут и сделают свои выводы, оценят спектакль сами».
«Сейчас идут последние репетиции «Женитьбы», – добавляет Валентина Дукова, заведующая литературно-драматической частью. – Пьеса полна смешных и комичных эпизодов, где автор высмеивает взаимоотношения своих современников. О пьесе можно сказать словами Виссариона Белинского: «Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью».
Говорить о спектакле, которого еще не видел, сложно, если не невозможно. А потому я обратилась к тем, кто работал и до сих пор продолжает работать над постановкой. О премьере и о своих героях рассказывают актеры, играющие в этом спектакле. Виктор Клименко, народный артист ПМР: «В этом спектакле я играю роль экзекутора Яичницы. Это человек грубый, матерый волк, который по решению суда вышибает долги с людей. Этакий вышибала высшего общества. А в событии женитьбы он выглядит как любвеобильный мужчина, хитрый и расчетливый. Может, потому, что чувствую героя своей полной противоположностью, как мне кажется, играть мне его легче. Да и режиссер Игорь Викторович у нас профессионал. Он не только постановщик, но и хороший воспитатель для молодых артистов. Пьеса Гоголя хоть и относится к классической драматургии, но интересна будет и современному зрителю». Артем Мазур, артист театра: «Мой персонаж – бывший лейтенант морской службы, не кривляка, не шут, а щеголь, несмотря на свой старинный мундир. Мне эта роль интересна. Нравится искать и открывать в себе с каждой ролью новые и новые актерские грани».
Люди не всегда идут в театр на конкретного актера или после тщательного изучения репертуара. Заядлые театралы есть и в Тирасполе, их достаточно и в любом другом городе, где есть театр. И все же, мне кажется, таких не большинство. Большинство идет в театр за ощущением праздника, торжественности, затем, чтобы хоть раз в жизни почувствовать эту особенную атмосферу. Атмосферу театра. Когда ты идешь по блестящему, словно отлакированному полу, ловишь свое отражение в огромных зеркалах, получаешь программку на спектакль, отыскиваешь свое место в нарядном зале. Когда гаснет свет, поднимается занавес, и оттуда, со сцены, к тебе приходит понимание жизни, людей и, наконец, самого себя. И если повезет, театр станет местом, где отдыхает душа, а ум находит ответы на тысячу разных вопросов. И если повезет, театр станет местом, с которым сложно расстаться даже на несколько летних месяцев в ожидании нового сезона. И, как знать, возможно, премьерный спектакль «Женитьба», что даст наш театр во вторник, – как раз та самая, надежная отправная точка для многих будущих театралов.
Татьяна
Астахова-Синхани.