С падением великой страны в нашем Отечестве всё стало как-то мельчать: и люди, и нравы, и цели… Создалось общее впечатление звенящей моральной пустоты. Той пустоты, которая воцарилась после падения колосса, сметающего всё на своём пути. Из-под ног ушёл фундамент, который казался незыблемым. И несмотря на то, что выросло уже целое поколение, мы всё ещё приходим в себя.
Духовное пространство не может долго оставаться пустым, другой вопрос, чем оно будет заполнено – добром или злом? Вопрос риторический, и выбор здесь, как видим, невелик.
Мы стали возвращаться к истокам, которые когда-то бездумно отринули в неистовом стремлении построить новый мир. Началось возрождение православия с возведением новых церквей и восстановлением прежних монастырей, с приходом к вере молодёжи и интеллектуалов.
Строительство храмов вновь обрело гражданские права, а перемены, произошедшие в жизни и религиозном сознании людей, привели к необходимости сделать их доминантами в населённых пунктах.
И хотя по православным канонам церковь должна строиться на просторе, а ещё лучше на возвышенности, чтобы вид на неё открывался со всех точек, не везде это становилось возможным.
Посёлок Первомайск, самая южная точка нашей республики и главные её ворота. Здесь в 70-х годах прошлого столетия был заложен пальметтный яблоневый сад, плоды которого поставлялись в разные концы огромной страны. Сегодня сада уже нет, но зримым следом его мощного поступательного развития осталась инфраструктура городского типа, возведённая на возвышенности, куда прямиком от таможни пролегает главная трасса Приднестровья. Строения Первомайска видны с Одесского направления за добрый десяток километров. Открытые всем ветрам, они прекрасно просматриваются со всех сторон. И было бы странным, если бы у жителей посёлка не созрела идея о постройке храма, который бы венчал южные ворота республики и служил её православным знаком.
По словам главы Первомайска, который все эти годы вопрос строительства храма не выпускает из своего внимания, во многих разных инстанциях понимают значимость проекта, но дальше разговоров дело пока не идёт. Что, спрашивается, мешает это сделать в Первомайске?
Ответ на вопрос не лежит в плоскости нашей компетенции, но посмотрим на проблему с иной стороны. Коммунистическая идея, годы наполнявшая сознание советских людей, канула в Лету. Общество интуитивно выбрало путь к вере. К той самой православной вере, которая во времена смут и тревог становилась объединяющим началом для всех народов России. Подобно мифологической птице Феникс русский народ каждый раз возрождался из пепла именно как народ православный.
Попытки разрушить православие не утихают и до сей поры. Но вряд ли получится разрушить то, что цементировалось веками, ибо в основе русской нации лежат единые духовные ценности, которые объединяют всю эту большую европейскую территорию, где сегодня располагаются и Россия, и Украина, и Белоруссия, и наше маленькое Приднестровье. И тут уместно привести слова первомайского главы: «Мы живём на границе с Украиной. Физический рубеж для наших людей, когда-то живших в единой стране, очень условен. Я просто уверен, что храм, видимый в округе на десятки километров, станет точкой притяжения, своеобразным местом духовной силы, объединяющим фактором братских народов – украинского и приднестровского. Я даже не сомневаюсь, что и в большие праздники, и в будние дни люди станут собираться на богослужения со всех окрестных поселений, как наших, так и украинских».
Иван Кирка настойчиво идёт к цели в главной своей мечте – построить церковь в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех. Именно так уже наречён будущий храм.
«Просите и воздастся вам, ищите и найдёте. Стучитесь и дверь отворится перед вами. Кто просит, получит; кто ищет, всегда найдёт; и откроется дверь перед теми, кто стучится» (Мф.7:7,8).
Галина БЕЗНОСЕНКО.
п. Первомайск, Слободзейский район.
Фото: https://cottage-os.wixsite.com/architect-ostapenko/kopiya-zhiloj-dom-chernomorka