Домой Безопасность Удовлетворительно, но не на «три»

Удовлетворительно, но не на «три»

0

Пленум Верховного суда – высшая судебная инстанция, но на этом его заседании ни уголовные, ни гражданские дела не рассматривались. Верховный суд подводил итоги работы за прошлый год.

И не только своей, так как в обоих докладах прозвучала и информация о деятельности городских и районных судов. Для начала несколько цифр, характеризующих и первый, и вторые.

Во-первых, соответственно на 12 и 17% сократилось по сравнению с 2017 годом число и гражданских, и уголовных дел, поступивших на рассмотрение в суды республики. Следовательно снизилась и нагрузка на судей. Например, по гражданским делам она составила 345 дел на одного судью против 363 в позапрошлом году. Примечательно, что если раньше наиболее часто в судах рассматривались дела, вытекающие из брачно-семейных отношений, то за последний год они отодвинулись на третье место. Первенство же оказалось за спорами о взыскании долгов перед коммунальщиками, затем идут дела по другим обязательным платежам. Что же касается собственно работы коллегии Верховного суда по гражданским делам, то по первой инстанции ею было рассмотрено 3 дела (в 2017-м их было 2), в кассационном порядке – 655 дел (в 2017-м – 609). Здесь стоит отметить, что Верховный суд по первой инстанции рассматривает наиболее сложные дела. Например, через него проходят все дела об усыновлении, а также об оспаривании нормативных актов. Первых в 2018 году было одно. Дел же второй категории было два. Также по первой инстанции коллегией по гражданским делам было рассмотрено два спора о наследовании.

Коллегия же Верховного суда по уголовным делам в качестве суда первой инстанции рассмотрела 11 дел в отношении 14 лиц. Оправдательных приговоров, так же, как и в прошлом году, ею не выносилось.

Критерием качества работы городских и районных судов является процент отменяемых и изменяемых Верховным судом их решений. Из 655 рассмотренных в кассационном и 2 в надзорном порядке гражданских дел отменены постановления по 175, что составляет 1% от всех дел, рассмотренных в 2018-м. К слову, в позапрошлом году число отмен было больше (194), а дел в кассационную и надзорную инстанцию, как говорилось выше, поступило меньше. То же самое касается и уголовного производства. Из 411 обжалованных судебных решений частично было отменено всего 7 приговоров. Зато 106 были изменены. Полностью подтвердилась правота вынесенных судами первой инстанции 208 обвинительных и 10 оправдательных приговоров. Кстати, об оправдании подсудимых. За каждым из таких случаев стоят грубые ошибки следствия. Принявший участие в работе Пленума Президент Вадим Красносельский поручил руководству Следственного комитета провести по каждому из них служебную проверку.

Теперь перейдём к проблемам. Наипервейшая, которая не отпускает судебную систему на протяжении долгих и долгих лет, – нехватка кадров. Например, в докладе первого зама руководителя Верховного суда и председателя коллегии по гражданским делам Елены Полозовой говорилось, что при штатной численности в 14 человек там сегодня работает лишь половина – семеро. В выступлении же председателя коллегии по уголовным делам Натальи Власенко прозвучало, что полностью не укомплектованы уголовная кассационная и военная коллегии. В связи с чем Президент Вадим Красносельский призвал решать кадровую проблему сообща с другими правоохранительными органами, в частности, с прокуратурой.

Что же касается сроков рассмотрения дел, то, как говорилось в обоих докладах, они сокращаются. Если на начало нынешнего года, например, гражданских дел с нарушенными сроками рассмотрения было 39, то на 1 января 2018 года – 157. Разница существенная. Правда, по-прежнему в производстве находятся дела, начатые производством ещё в 2012 году. Но причиной тому не только отдельные судьи-волокитчики, но и объективные причины. Так заместитель руководителя Верховного суда и председатель коллегии по уголовным делам Наталья Власенко заметила, что в ряде случаев причиной перекрытых процессуальных сроков является производство по другим делам с теми же фигурантами или же необходимость проведения дополнительных экспертиз. «Я рад, что позитивная динамика к сокращению сроков рассмотрения дел сохраняется. Но, тем не менее, гражданских дел со сроком рассмотрения более 6 месяцев в Верховном суде сейчас 2, а уголовных – 25. Я согласен, что есть и объективные причины, но прошу Вас взять эти дела под личный контроль», – обратился Вадим Красносельский к председателю Верховного суда Владимиру Рымарю. При этом Президент подчеркнул, что за прошедший год заметно снизилось число обращений к нему по поводу судебных решений.

Что же касается судей-волокитчиков и их коллег, допустивших грубые ошибки, то 12 представителей судейского сообщества по частным определениям Верховного суда привлечены к дисциплинарной ответственности. Были «частники» и из других правоохранительных органов. Кроме служебного расследования по фактам вынесения судами оправдательных приговоров глава государства поручил руководству Следственного комитета разобраться и с каждым частным определением. Подробности будут доложены на коллегии СК ПМР, также посвящённой подведению итогов 2018 года.

Затронул в своём выступлении Президент и тему условно-досрочного освобождения. При этом Вадим Красносельский обратил внимание на тот факт, что чаще заявления об УДО исходили от самих осуждённых и их адвокатов, а не от администрации колоний – соотношение 139 к 6. «Такая же ситуация была год назад, и с тех пор ничего не изменилось. Администрация должна проявлять больше инициативы, так как лучше знает осужденных, кто из них может претендовать на УДО. Кроме того, сотрудники исправительных учреждений смогут более качественно подготовить материалы, чем это делают те же адвокаты», – заметил по этому поводу глава государства.

Мероприятия подобного плана всегда заканчиваются оценкой. Здесь действует двухбалльная система – «удовлетворительно» или же «неуд». Работа обеих коллегий была признана удовлетворительной. Это прозвучало и в соответствующих постановлениях Пленума, и из уст Президента.

Александр Никитин.

Фото http://gov-pmr.org/

Exit mobile version